На Международном кинофестивале в Москве прошел авторский мастер-класс Клода Лелуша. Знаменитый французский режиссер, который получил первую награду фестиваля, продемонстрировал свою новую документальную ленту и рассказал, как влюбился в русскую душу.
Почетный гость Московского кинофестиваля, мэтр французского и мирового кино, режиссер Клод Лелуш начал свой авторский мастер-класс с показа документальной картины "От фильма к фильму". Он смонтировал его три дня назад, и российские начинающие кинематографисты стали первыми зрителями фильма. "Этот фильм я снял для своих друзей, чтобы отметить Юбилей. Это всего лишь небольшой обзор того, что я сделал за последние 50 лет", - сказал режиссер перед показом. Два года назад, во время мастер-класса во ВГИКе Лелуш советовал начинающим режиссерам снимать каждый день, по его мнению, только так можно стать настоящим кинематографистом. "Я до сих пор следую этому правилу. Наши глаза - лучшая в мире камера, а уши - микрофон. Все люди от рождения кинематографисты, но это нужно развивать, как любой навык", - объяснял мэтр.
Клод Лелуш сравнил свою карьеру с ездой на гоночном автомобиле, он часто был не понят кинокритиками и зрителями, по мнению режиссера, это и помогло получить ему "Оскар" и стать культовым. Лелуш - самоучка, который учился на собственных ошибках, к этому он призвал и молодых режиссеров: "Кино - это новое искусство. За первые сто десять лет литературы не было написано ни одного шедевра, за первые сто десять лет живописи не нарисовано ни одной гениальной картины. За сто десять лет кино не снято ни одного путного фильма. Все снимают кое-как. В современных фильмах очень много орфографических ошибок, потому что нет единых правил, нет грамматики кино. И гении кино лишь те, кто придумывает свой стиль письма, свой почерк, свои правила".
Мэтр рассказал не только о своем трудном пути в кино, но и дал несколько конкретных профессиональных советов молодым кинематографистам: "Режиссер - это настоящий политик. Крупный план - это диктатура, ты не оставляешь зрителю выбора. Общий план - демократия, зритель волен сам выбирать, что ему смотреть. Искусство режиссера - это искусство выбора между диктатурой и демократией. Когда вы снимаете кино, вы занимаетесь политикой, даже если снимаете историю любви, ведь любовь - это тоже чистая политика".
"Выбор актера для меня это как выбор женщины. Абсолютно иррационально! Кто-то вам нравится, а кто-то нет, без причины, это нельзя объяснить, только почувствовать. Посмотрите в лицо актера, в его глаза, прочтите его историю, и вы поймете, совпадает она с ролью или нет. Мои любимые актеры - все те, кого я снимал в своих фильмах. Я же не случайно их выбрал. Настоящие звезды - это те, кого мы хотим видеть даже в плохом кино, они несут свою историю независимо от сценария. Такими актерами были Монти Клифт, Марлон Брандо, Джеймс Дин".
Лелуш во всех интервью благодарит русский кинематограф за свою карьеру. Стать режиссером он решил, когда случайно попал на съемочную площадку фильма "Летят журавли". "Тогда навсегда влюбился в русскую душу и возненавидел советский режим. Я рад возвращаться в Москву, и если когда-нибудь буду снимать фильм в Москве, обязательно с русскими актерами".