В Польше обнародован отчет правительственной комиссии о расследовании катастрофы самолета президента Качиньского под Смоленском. Эксперты пришли к выводу, что ответственность за крушение лежит на экипаже. Заходя на посадку, летчики совершили ряд грубых ошибок. При этом уровень подготовки пилотов в докладе назван "угрожающим". Кроме этого, у поляков есть претензии к работе диспетчеров и состоянию аэродрома Северный.
Доклад польской комиссии в значительной степени повторяет выводы, сделанные Межгосударственным авиационным комитетом еще в январе. И самый главный – основная ответственность за крушение Ту-154 лежит на польской стороне. К трагедии прежде всего привели действия пилотов, которые знали о плохих метеоусловиях в аэропорту Смоленска.
Первый пилот сообщил диспетчеру, что попробует сделать подход, но если погоды не будет, уйдет на второй круг. В этот момент в кабину вошел директор дипломатического протокола, выслушал Протасюка, который сомневался в успешности посадки и заявил: "Тогда у нас проблема" – дал понять летчикам, что "пассажиру номер один" такой вариант очень не понравится.
Польская комиссия тем не менее делает вывод, что прямого давления на экипаж никто не оказывал. Но председатель комиссии Ежи Миллер, по сути, сам же это и опровергает.
"Цель полета – участие в траурной церемонии. И отказ от посадки означал прерывание церемонии. Вот почему командир воздушного судна (КВС) попросил сказать ему, какой запасной аэропорт использовать. Если бы было мало топлива, то КВС сам бы решал, где садиться", – утверждает министр внутренних дел Польши Ежи Миллер.
То есть на пилотов, хоть и косвенно, но все-таки оказывалось психологическое воздействие. Работа экипажа в сложнейших метеоусловиях в докладе характеризуется как "хаотичная". При этом уровень их подготовки, и это один из выводов польской комиссии, был недостаточным.
Причем этот вывод относится не только к экипажу разбившегося ТУ-154, а ко всему 36-му спецполку, ответственному за выполнение рейсов первых лиц польского государства: уже два года не было занятий на тренажерах, нет полноценного послеполетного отдыха, а присутствие в кабине генералов или гражданских начальников во время полета – обычное дело. Но это только одна из причин трагедии.
"Что привело к катастрофе. Причины и факторы – неконтролируемая высота из-за используемого альтиметра и неправильная реакция на предупреждение, принятие решения на облет на автопилоте, неверные команды диспетчера, а также неправильная подготовка пилотов 36-го спецавиаполка, чрезмерная загрузка пилота, недостаточные знания систем управления самолетом, раскоординированность действий экипажа, пробел в изучении 36-ым полком возможности использования в различных условиях параметрических высотомеров", – докладывает Мирослав Гроховский, заместитель председателя правительственной комиссии.
Польская комиссия также среди причин катастрофы называет недостаточный уровень подготовки аэродрома в Смоленске и работу диспетчеров. При этом в докладе отмечается, что командир Ту-154 Протасюк просто не успевает за развитием событий. Он ошибается в выборе высотомера и полагает, что самолет находится на высоте в 100 метров. На самом деле высота в тот момент была меньше 50-ти.
За минуту до столкновения с землей срабатывает аварийная система сближения с землей. Но пилоты ее словно не слышат. Они ждут, когда покажется земля, чтобы взять на себя штурвал и посадить самолет. До земли в этот момент остается всего около двух метров.
В изложении официальных лиц это звучит так: снижение самолета ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеорологических условиях, не предполагающих визуальный контакт с землей, а также позднее начало процедуры ухода на второй круг.
Этот вывод – общий и у российских, и у польских специалистов. При этом в Варшаве сегодня признали – самолет просто не должен был лететь. Из всего экипажа, сидевшего в кабине, только один пилот имел официальный допуск к подобным рейсам, а пассажирский салон Ту-154 был переоборудован – там добавили мест – и не сообщили об этом на завод-производитель. Вылет такого рейса по всем инструкциям был запрещен.