Тема:

65 лет Победы 14 лет назад

Солдаты возвращаются с войны

Летом 1942 года в Тверской области шли ожесточенные бои
Светлана Гусева из Севастополя проделала долгий путь в Тверскую область, где в августе 42-го погиб ее дед
Приехала, чтобы забрать и перезахоронить останки бойца Красной армии Леона Котенева
Летом 1942 года в Тверской области шли ожесточенные бои
Светлана Гусева из Севастополя проделала долгий путь в Тверскую область, где в августе 42-го погиб ее дед
Приехала, чтобы забрать и перезахоронить останки бойца Красной армии Леона Котенева
Летом 1942 года в Тверской области шли ожесточенные бои. Сейчас там, на местах Ржевской битвы, работают участники одного из крупнейших поисковых отрядов "Тризна". Недавно поисковикам удалось обнаружить, опознать и найти родственников одного из погибших солдат.

Летом 1942 года в Тверской области шли ожесточенные бои. Сейчас там, на местах Ржевской битвы, работают участники одного из крупнейших поисковых отрядов "Тризна". Недавно поисковикам удалось обнаружить, опознать и найти родственников одного из погибших солдат.

Светлана Гусева из Севастополя проделала долгий путь в Тверскую область. Но последние полтора километра пути ей показались вечностью. Их семья ждала этого момента долгих 68 лет. Светлана приехала в то самое место, где в августе 42-го погиб ее дед. Приехала с сыном, приехала, чтобы забрать и перезахоронить останки бойца Красной армии Леона Котенева.

Максим Крюков – начинающий поисковик отряда "Победа". Это он, аккуратно выбирая грунт, на глубине более метра сумел найти солдатский медальон. Редкая удача и самая ценная находка в жизни каждого поисковика. "Когда увидел бумажку, я был просто счастлив. А вдруг она прочитается? Конечно, было сомнение в душе, потому что бывает так, что медальоны находят с бумажками, но они либо не читаются, либо уже разложились. А тут на удивление он был двусторонним", – рассказывает поисковик отряда "Победа" Максим Крюков.

Максим говорит, что, судя по записи сделанной в медальоне, этот солдат очень хотел, чтобы его нашли. Простым карандашом было выведено "Товарищи красноармейцы, командиры и политработники, передайте это моей жене Анне Павловне" и написан адрес – село Комариха, Алтайский край.

"Видимо, он предчувствовал свою гибель, – говорит Максим. – Такое же прощальное письмо он написал своим родственникам: "Прощайте, мои родные. Наверное, мы больше с вами не увидимся".

68 лет Леон Котенев числился пропавшим без вести. Родственники не знали, ни где это произошло, ни обстоятельств гибели. В 60-х годах по архивам безуспешно пытались разыскать хоть какую-нибудь информацию.

"Мы смирились уже с этим. Надежды не было. И вот такая радость! Слава Богу! Пришел Максим своими ножками и увидел. Спаси тебя Господи! Очень благодарны всем поисковикам. Я и до этого очень уважала этих людей. Это подвиг!" – считает Светлана Гусева, внучка Леона Котенева.

Несколько горстей пропитанной кровью советских солдат земли уже совсем скоро разъедутся в Севастополь, в Алтайский край и Троице-Сергиеву лавру, где служит правнук погибшего солдата отец Гурий, сын Светланы Гусевой. "Здесь тоже прах моего дедушки. Не только те косточки, здесь тоже земля с его прахом, частичка его. Все не возьмешь, ну хоть частичку", – говорит Светлана. Напоследок молитва за упокой солдатской души.

Уже в лагере поисковиков Светлане показывают останки деда. Ее мысли растворяются где-то во времени. Кажется, тот бой она видит уже своими глазами.

Официальная передача останков состоялась уже в Зубцовском краеведческом музее. Без ненужного пафоса и излишней помпезности. Что такое настоящая память о погибших солдатах, живущим под Ржевом и Зубцовым, хорошо известно.

"Пусть когда он проделает долгий путь до Алтайского края, приедет на родную землю и огромное количество земляков проводят его в последний путь, он будет спокоен", – сказала заместитель главы администрации Зубцовского района по социальным вопросам Галина Волкова.

Из Зубцова останки погибшего солдата отправятся в Троице-Сергиеву Лавру, где по христианскому обычаю состоится отпевание. На прощании отец Гурий, кажется, едва сдерживает слезы. "Прошло почти 70 лет, а этой горстке костей он стоит в полный рост… Напоминает нам, чтобы фашистская или иная гадина не топтала наше Отечество", – говорит иеродиакон Гурий.

Поисковое объединение "Тризна" в этом году впервые организовало работу так, что поисковый лагерь работает практически без перерыва с середины апреля и до конца сентября на постоянной основе.

"Обычно все экспедиции планируются на одну-две недели. Мы решили, зачем терять время? У нас стоит стационарный лагерь, приглашены поисковые отряды из региона. Туда приезжают наши отряды, которые входят в объединение "Тризна", например, "Победа". Даже если весь отряд не едет, то член отряда может приехать в любой момент", – говорит руководитель поискового объединения "Тризна" Алексей Кравченко. Возможно, именно такой режим работы поисковиков поможет хоть как-нибудь сократить число пропавших без вести солдат.

Небольшой городок Зубцов, речка Вазуза. Сейчас это одно из красивейших мест Тверской области, а в июле-августе 42-го здесь шли кровопролитные бои. Только на военно-мемориальном кладбище захоронено свыше 11 тысяч советских солдат. Сколько еще безымянных лежит в этой земле, трудно даже представить.

В народе есть поверье: если солдат не найден и не перезахоронен, он продолжает воевать на той войне. Благодаря поисковым отрядам этой весной свою войну закончил еще один советский солдат.