Тема:

Перенос памятника Петру I 14 лет назад

Опальные памятники Церетели ждут новых пристанищ

Москва решает, куда перенести памятник Петру работы Церетели. Накануне сделать это предложил Владимир Ресин. Однако пока московские округа и даже город Петра желанием принять гиганта не горят, а гигант, между тем, не один. Более того, Зураб Церетели грозит изваять самого Владимира Ресина.

Москва решает, куда перенести памятник Петру работы Церетели. Накануне сделать это предложил Владимир Ресин. Однако пока московские округа и даже город Петра желанием принять гиганта не горят, а гигант, между тем, не один. Более того, Зураб Церетели грозит изваять самого Владимира Ресина.

Громче всех идее переноса памятника Петру I аплодируют коллеги Зураба Церетели. Скульпторы и архитекторы говорят: истукана давно пора убрать из города, как самый крупногабаритный позор российской культуры. По мнению академиков искусствоведения, Пётр нарушает всё мыслимые правила памятникостроения, известные ещё со времён древних римлян.

"Памятник Петру – это колоссальное оскорбление русского флота, – считает член президиума экспертно-консультативного Общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. – И те носовые и кормовые элементы, которые пришпандорены к этой самой колонне, с опознавательными знаками – это корабли побеждённого флота. То есть получается, что Пётр говорит миру о том, что он уничтожил сам Азовскую флотилию Петра".

Опыт переноса миниатюр Зураба Константиновича в столице уже имеется. 96-й год. Торжественное открытие на Поклонной горе памятника "Трагедия народов". Автор – Церетели. Говорят, толпа в ужасе онемела, увидев шеренгу истощённых, обнажённых 8-метровых великанов, превращающихся, по замыслу скульптора, в надгробия.

"Поскольку сюда приходят родители с детьми, это не только мемориальный парк, но и парк отдыха, такая композиция сильная, масштабная пугала детей и наводила ужас не только на взрослых, но и на малышей", – считает член общественного движения "Архнадзор", краевед Денис Ромодин.

Дети в окрестных домах стали мучиться ночными кошмарами, плакали и умоляли родителей не гулять на Поклонной. Создалась даже инициативная группа жителей Кутузовского проспекта, требовавших переноса памятника.

Сайт Российской академии художеств поясняет: "Мать закрыла мальчику глаза рукой, чтобы он не видел направленный на него автомат палача". И далее: "Памятник Зураба Церетели "Трагедия народов" – лучший в России и один из лучших в мире". Москвичам так не показалось. Тихо и скоропостижно, в одну ночь, "Трагедию" сослали на задворки Музея Победы, где она мирно ржавеет поныне. Однако все прочие художественные откровения, которыми Церетели населил городские улицы, пока – на своих местах.

На той же Поклонной горе – Святой Георгий, шинкующий змея ломтиками, наподобие краковской колбасы. Клоуны на Цветном несколько напоминают голливудские триллеры, но хотя бы не пугают детей. И, конечно, ансамбль на Манежной площади – самое масштабное творение мастера.

"Всё, что делает Церетели, – это абсолютный кич, это тот самый кич, то есть омерзительное искусство кухни, – считает Алексей Клименко. – Иллюстрации к сказкам детишки воспринимают за чистую монету, за искусство, хотя к искусству они не имеют ни малейшего отношения".

Как выяснилось, и к русским сказкам – тоже. К примеру, медведя, убивающего рыбу, ни в одной из них не нашлось. Есть аналоги в нанайских сказаниях, но и там косолапый не глушит рыбу лапами, а ловит хвостом. А бесконечные ряды балясин, опоясывающие Манежку, оказывается, остались у Церетели от Поклонной горы – их туда не пустил худсовет при мэре.

"Но самое главное – это знаменитое квадробиде, когда в одном тазике с фонтанами – четыре коня, – напоминает Алексей Клименко. – Такого в мире ещё не бывало, это такое ноу-хау. Ну, биде обычно делается, но не для четырёх мужиков одновременно!"

Но всё это перенести не удастся, по крайней мере, в обозримом будущем. Потому и решили начать с малого – со стометрового Петра. "Когда этот памятник устанавливали, была очень мощная кампания против установки, – рассказывает член Общественной палаты РФ, искусствовед Марат Гельман. – Была специальная программа журнала "Столица" – "Вас тут не стояло", были общественные организации, проводился опрос. 70% москвичей были активно против установки памятника такого размера в этом месте".

Реакция самого скульптора уже известна. "Памятник Петру принадлежит Москве, – сказал Зураб Церетели. – Пускай что хотят, то и делают с ним. А что касается меня и Лужкова – то, может быть, это не очень красиво, но мы уже пять лет, как не общаемся".

Осталась лишь одна проблема – куда поставить Петра с побеждённым им же русским флотом. Судя по последним публикациям в СМИ, несколько округов уже отказались принять у себя опального царя.