Москва решает, куда перенести памятник Петру работы Церетели. Накануне сделать это предложил Владимир Ресин. Однако пока московские округа и даже город Петра желанием принять гиганта не горят, а гигант, между тем, не один. Более того, Зураб Церетели грозит изваять самого Владимира Ресина.
Громче всех идее переноса памятника Петру I аплодируют коллеги Зураба Церетели. Скульпторы и архитекторы говорят: истукана давно пора убрать из города, как самый крупногабаритный позор российской культуры. По мнению академиков искусствоведения, Пётр нарушает всё мыслимые правила памятникостроения, известные ещё со времён древних римлян.
"Памятник Петру – это колоссальное оскорбление русского флота, – считает член президиума экспертно-консультативного Общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. – И те носовые и кормовые элементы, которые пришпандорены к этой самой колонне, с опознавательными знаками – это корабли побеждённого флота. То есть получается, что Пётр говорит миру о том, что он уничтожил сам Азовскую флотилию Петра".
Опыт переноса миниатюр Зураба Константиновича в столице уже имеется. 96-й год. Торжественное открытие на Поклонной горе памятника "Трагедия народов". Автор – Церетели. Говорят, толпа в ужасе онемела, увидев шеренгу истощённых, обнажённых 8-метровых великанов, превращающихся, по замыслу скульптора, в надгробия.
"Поскольку сюда приходят родители с детьми, это не только мемориальный парк, но и парк отдыха, такая композиция сильная, масштабная пугала детей и наводила ужас не только на взрослых, но и на малышей", – считает член общественного движения "Архнадзор", краевед Денис Ромодин.
Дети в окрестных домах стали мучиться ночными кошмарами, плакали и умоляли родителей не гулять на Поклонной. Создалась даже инициативная группа жителей Кутузовского проспекта, требовавших переноса памятника.
Сайт Российской академии художеств поясняет: "Мать закрыла мальчику глаза рукой, чтобы он не видел направленный на него автомат палача". И далее: "Памятник Зураба Церетели "Трагедия народов" – лучший в России и один из лучших в мире". Москвичам так не показалось. Тихо и скоропостижно, в одну ночь, "Трагедию" сослали на задворки Музея Победы, где она мирно ржавеет поныне. Однако все прочие художественные откровения, которыми Церетели населил городские улицы, пока – на своих местах.
На той же Поклонной горе – Святой Георгий, шинкующий змея ломтиками, наподобие краковской колбасы. Клоуны на Цветном несколько напоминают голливудские триллеры, но хотя бы не пугают детей. И, конечно, ансамбль на Манежной площади – самое масштабное творение мастера.
"Всё, что делает Церетели, – это абсолютный кич, это тот самый кич, то есть омерзительное искусство кухни, – считает Алексей Клименко. – Иллюстрации к сказкам детишки воспринимают за чистую монету, за искусство, хотя к искусству они не имеют ни малейшего отношения".
Как выяснилось, и к русским сказкам – тоже. К примеру, медведя, убивающего рыбу, ни в одной из них не нашлось. Есть аналоги в нанайских сказаниях, но и там косолапый не глушит рыбу лапами, а ловит хвостом. А бесконечные ряды балясин, опоясывающие Манежку, оказывается, остались у Церетели от Поклонной горы – их туда не пустил худсовет при мэре.
"Но самое главное – это знаменитое квадробиде, когда в одном тазике с фонтанами – четыре коня, – напоминает Алексей Клименко. – Такого в мире ещё не бывало, это такое ноу-хау. Ну, биде обычно делается, но не для четырёх мужиков одновременно!"
Но всё это перенести не удастся, по крайней мере, в обозримом будущем. Потому и решили начать с малого – со стометрового Петра. "Когда этот памятник устанавливали, была очень мощная кампания против установки, – рассказывает член Общественной палаты РФ, искусствовед Марат Гельман. – Была специальная программа журнала "Столица" – "Вас тут не стояло", были общественные организации, проводился опрос. 70% москвичей были активно против установки памятника такого размера в этом месте".
Реакция самого скульптора уже известна. "Памятник Петру принадлежит Москве, – сказал Зураб Церетели. – Пускай что хотят, то и делают с ним. А что касается меня и Лужкова – то, может быть, это не очень красиво, но мы уже пять лет, как не общаемся".
Осталась лишь одна проблема – куда поставить Петра с побеждённым им же русским флотом. Судя по последним публикациям в СМИ, несколько округов уже отказались принять у себя опального царя.