Стометровый памятник Петру I, который новые московские власти грозят выдворить из столицы, нашел себе новых хозяев. Накануне сразу три города выразили желание принять монументальное творение Зураба Церетели.
Первым отозвался Петрозаводск. Председатель городского Совета Олег Фокин предложил установить колосс на набережной Онежского озера, там правда, уже есть памятник Петру, но гораздо меньше. Конкуренцию столице Карелии составил город Орел. Один из крупных предпринимателей города хочет поставить памятник на берегу Оки. Все расходы по переезду бизнесмен обещал взять на себя.
Наконец, жители Воронежа заявили о готовности приютить опального царя. Поставить его планируют на Адмиралтейской площади на берегу одноименной с городом реки. Странных памятников в нашей стране хватает. И с каждым годом необычных монументов становится все больше и больше. Кто их возводит и для чего? В программе "Утро России" мнение высказала координатор общественного движения "Архнадзор" Наталья Самовер.
По ее мнению, памятники – это очень чувствительная для общества область. "Мы помним, что происходила в девяностых годах, когда заканчивал свое существование коммунистический режим, как целенаправленно снимались памятники коммунистическим вождям. Никто тогда не смотрел на то, какими были художественные достоинства этих памятников. Было понятно, что это идеологические символы, от которых нужно избавляться", – отметила Наталья Самовер.
То, что происходит сейчас вокруг работ Зураба Церетели в Москве, это явление схожего порядка, считает координатор движения "Архнадзор". "Судя по массовому взрыву радости при прозвучавшем предложении убрать этот памятник, понятно, что в городе было много людей, которых он все это время раздражал", – заключила эксперт.
Наталья Самовер заметила, что в городе есть комиссия по монументальной скульптуре, которая принимает решение о том, какие памятники должны стоять и где. Однако основная проблема заключается в том, что не учитывается мнение обычных людей.
По словам представителя "Архнадзора", существует технология публичных слушаний. "Но я не припоминаю случая, чтобы через эту процедуру проходила установка памятника Петру I", – уточнила Наталья Самовер.
С другой стороны, продолжила эксперт, мы понимаем, что этот памятник – всем памятникам памятник. Его размеры таковы, что он тянет скорее на архитектурное сооружение, нежели просто на какой-то скульптурный монумент, который размещается где-нибудь в сквере.
В связи с этим, Наталья Самовер высказала мнение, что война с памятниками – это последнее дело, за которое нужно браться. "Это было актуально в 1991 году, когда происходил демонтаж огромной идеологической системы. Сейчас у нас речь идет о том, чтобы исправить вопиющие градостроительные ошибки, которые совершила прежняя городская власть, чтобы новая администрация могла эти ошибки не повторить", – резюмировала эксперт.