Польский борт №1 разбился под Смоленском по вине экипажа – таковы окончательные выводы расследования Межгосударственного авиационного комитета РФ. Пилоты подвергались психологическому давлению, и уйти на запасной аэродром означало разгневать главного пассажира – Леха Качиньского.
Расследование авиакатастрофы под Смоленском, в которой погибли 96 человек, в том числе президент Польши, его супруга, военная и деловая элита Польши было полностью открытым для польской стороны, которая направила в Россию более двадцати своих экспертов. Они наблюдали за всеми работами российских специалистов. Было установлено: Ту-154М был полностью исправен. Пожара или взрыва на борту не было. И что принципиально важно для понимания причин этой трагедии – кто принял решение о посадке в условиях очень плохой видимости в смоленском аэропорту Северный.
"Командиры иностранных воздушных судов самостоятельно принимают решение о возможности взлета с аэродромов и посадке на аэродроме назначения с возложением на себя полной ответственности за принятое решение. Аналогичные положения существуют и в авиационном законодательстве республики Польша", – говорит Татьяна Анодина, председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Как было установлено, экипаж при вылете из Польши не был проинформирован о фактической погоде в Смоленске. Расшифровка черных ящиков, в том числе речевого самописца в кабине пилотов, показала, что когда до Северного было ещё 55 километров, минские диспетчеры дали информацию о плохой погоде под Смоленском. Потом это подтвердил экипаж польского самолёта Як-40, который успел приземлиться в Смоленске. Видимость не более 200 метров, хотя по правилам должна быть не менее тысячи. Но экипаж Ту-154 на запасной аэродром не повернул. Уже на подлёте к Смоленску о плохих погодных условиях говорили диспетчеры Северного: при необходимости экипаж должен быть готовым уйти на запасной аэродром. Но, судя по разговорам в кабине, это очень не понравилось бы главному пассажиру. Помимо всего прочего, рядом с пилотами находились посторонние лица. Польские эксперты по голосам опознали руководителя протокола и главкома ВВС Польши.
"Присутствие главнокомандующего ВВС Польши в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющей доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало. По результатам судебно-медицинской экспертизы в крови главнокомандующего ВВС обнаружен алкоголь в концентрации 0,6 промилле", – продолжает Татьяна Анодина, председатель МАК.
Стоит отметить, что изначально один из высотомеров Ту-154 показывал неправильную высоту, причём разница с фактической составляла 170 метров.
По мнению экспертов Межгосударственного авиационного комитета, в том числе психологов, причин катастрофы было несколько. И по совокупности они оказались роковыми.
"Непосредственными причинами катастрофы явились: непринятие экипажем своевременного решения об уходе на запасной аэродром при неоднократной и своевременно полученной информации о фактических метеоусловиях на аэродроме Смоленск-Северный, значительно хуже установленных для этого аэродрома минимумах; снижение вне видимости наземных ориентиров до высоты, значительно ниже установленной минимальной высоты ухода на второй круг (100 метров) с целью перехода на визуальный полет; отсутствие должной реакции и требуемых действий при многократном срабатывании системы раннего предупреждения TAWS. Эти причины привели к столкновению самолета с препятствиями и землей в управляемом полете, его разрушению, гибели экипажа и пассажиров", – констатирует Татьяна Анодина.
На записи последних секунд полёта стоит обратить внимание на сигнализацию аварийной системы, свидетельствующей о быстром сближении с землей. Система неоднократно отдает указание "pull up", то есть "тяни вверх". Но пилоты игнорируют все предупреждения.
В ходе расследования МАК проводил множества экспертиз, в том числе смоленского аэропорта Северный.
"Недостатки, относящиеся к инфраструктуре аэродрома Северный, состоянию и техническому уровню радиотехнического, светосигнального, метеооборудования, наземным средствам объективного контроля, а также действия группы руководства полетами, по мнению технической комиссии и независимых международных экспертов, не явились следствием катастрофы", – подчеркивает Татьяна Анодина.
МАК по международной практике предоставляет всего лишь технический анализ катастрофы и рекомендации. Виновных определяет совсем другое расследование – в рамках уголовного дела, которое сейчас расследуется в России и в Польше. Все материалы уже переданы следственным органам.
"Российские следователи готовы и в дальнейшем сотрудничать со своими польскими коллегами. Учитывая предложения польской стороны, Следственный комитет проведет допросы свидетелей и иные необходимые следственные действия в присутствии представителя прокуратуры республики Польша", – заявил Владимир Маркин, официальный представитель Следственного комитета РФ.
Наряду со своими выводами, МАК выдвинул и несколько рекомендаций, чтобы не допустить таких авиакатастроф в будущем. Одна из самых главных: несмотря на статус рейса, в кабине пилотов ни в коем случае не должно быть посторонних людей.
По теме:
Катастрофа самолета с руководителями Польши: реконструкция (ВИДЕО)