В Москве продолжается 32-й Международный кинофестиваль. Авторская программа Петра Шепотинника "8 с половиной" – одна из самых обсуждаемых на ММКФ.
Он двадцать лет отказывался говорить на эту тему и до сих пор готов ответить не на все вопросы журналистов. Для режиссера Самуэля Маоза израильско-ливанская война 1982 года – личная драма. Фильм "Ливан" во многом автобиографичен.
"Если ты возвращался в начале 80-х с войны целым и невредимым, на что ты мог жаловаться? Естественно, я хранил молчание. Потому что если бы я стал жаловаться, то старшие бы просто сказали мне: благодари Бога, что ты жив – мы прошли нацистские лагеря. Вот почему эта война – Первая Ливанская – не получила широкой огласки. Снять этот фильм меня заставила Вторая Ливанская война 2006 года. Я понял, что если не заговорю, пострадают уже наши дети", – говорит Самуэль Маоз.
Во время Ливанской войны 20-летний Самуэль Маоз служил в танковых войсках. В фильме даже есть его прототип – молодой наводчик Шмулик, домашнее имя от Самуэль. Маоз показал войну такой, какой сам ее увидел, – глазами не профессиональных военных, а призывников. Эти совсем еще юные ребята впервые оказались в ситуации, когда для того, чтобы остаться в живых, надо стрелять первому. Фильм Маоза уже оценили в Европе и присудили ему "Золотого льва" – главный приз Венецианского кинофестиваля.
Название внеконкурсной программы Петра Шепотинника "8 с половиной" отсылает к великому Феллини. Традиционно одна из самых интересных, она представляет сугубо авторские фестивальные ленты для киноманов. За что ее особенно ценит Никита Михалков.
"Я считаю, что сегодня программа Московского кинофестиваля совершенно спокойно могла бы вписаться в абсолютно любой крупный фестиваль мировой – Канны, Венецию или Берлин", – уверен Михалков.
"О людях и богах" француза Ксавье Бовуа – лауреат Гран-при последнего Каннского фестиваля. В основе картины лежат реальные события. В 1996 году в Алжире были убиты семь французских монахов из местной католической обители. Что привело к трагедии – действия экстремистов, близких к "Аль-Каид (запрещена в РФ)е", или фатальная ошибка алжирской армии – до сих пор неизвестно. Но в центре внимания режиссера не это. Бовуа показывает события предшествующие драме. Несмотря на накаляющуюся обстановку в регионе, миссионеры остаются в монастыре и до конца следуют своему христианскому долгу.
Программа "8 с половиной" – это также артхаусные киноновинки, нацеленные на поиски нового языка. Японский режиссер Хитоси Мацумото, в прошлом известный шоумен, уже был отмечен киносообществом. Первый же его фильм в 2007 году попал в основной конкурс Канн. Второй – под названием "Символ" – вызвал ажиотаж у зрителей нынешнего Московского кинофестиваля.
"Фильм "Символ" – это картина, в которой зритель находится в растерянности, он даже не понимает, фильм это или его разыгрывают", – говорит Петр Шепотинник.
В фильме пересекаются две сюжетные линии: в одной человек в желтой пижаме неожиданно просыпается в белой комнате без окон и дверей, во второй – борец по прозвищу Человек-улитка, готовится выйти на ринг.
Японский "Символ" стал, наверное, самым обсуждаемым фильмом программы. Он получил огромное количество отзывов – от очень положительных до резко отрицательных. В прессе и блогах развернулась дискуссия. Вот что пишут в ЖЖ: "В картине все символично и одновременно все это мишура. Смотрится весело, хорошее послевкусие". А вот другая оценка: "Символ" показался удивительно глупым, пошлым и банальным фильмом, опоздавшим на добрых полтора десятка лет".
"В каком-то смысле программа "8 с половиной" – давайте ориентироваться на то, что пишут блоги, потому что блоги самый первый, может быть, инстинктивный отклик на какие-то вещи – она была рассчитана таким образом, чтобы спровоцировать зрителя и, может быть, даже установить между экраном и зрителем совершенно новые способы восприятия каких-то вещей", – говорит Шепотинник.
Авторов, которые уже заявили о себе, Шепотинник соединил с теми, кто только начинает творческий путь. "Прогульщики" – фильм про пожилого безработного наркомана – полнометражный дебют грузинского режиссера Левана Когуашвили, выпускника ВГИКа и Нью-Йоркской киношколы. Старт, по словам критиков, очень удачный.
Свою нынешнюю программу сам Петр Шепотинник считает менее эффектной, чем прошлогодняя, в которую попали скандальные "Антихрист" фон Триера и "Пророк" Одиара. Однако, по его мнению, это и отражает некоторое смягчение настроений в обществе.