Названы победители XXI "Кинотавра". В текущем году перед гильдией киноведов и кинокритиков стоял действительно непростой выбор. Лирика, драма, арт-хаус. Восемь из 14 представленных на конкурс картин оказались дебютными.
Перед началом церемонии Иван Кудрявцев спросил у председателя жюри Карена Шахназарова: как долго они совещались с коллегами, и насколько трудно далось решение? Он ответил: "Мы сидели три часа, много спорили, и решение далось очень непросто". Сильнее подогреть интригу уже нельзя, ждать развязки остаётся совсем недолго: участники и гости фестиваля поднимаются по звёздной, как её тут называют, дорожке и занимают места в зале.
После оглашения вердиктов жюри короткого метра (лучший фильм "Ракоход" Николая Соколова) и вручения приза от Гильдии Киноведов и кинокритиков Сергею Лознице за фильм "Счастье моё" – на сцену один за другим выходят члены основного жюри. И всё яснее становится, какие решения давались легко, а какие трудно.
Приз за лучшую операторскую работу – фильм "Явление природы" Сергея Осипьяна и Александра Лунгина – наверняка присуждали единодушно, за смелость творческого эксперимента. Картина про столичного интеллигента, который ищет смысл жизни, обрекая себя и близких на отшельничество в сельской глуши, снята на фотоаппарат Canon, который в видеорежиме работает ярче и чётче любой цифровой видеокамеры. Картина невероятной красоты получилась такой не от хорошей жизни: у создателей на всё про всё было 300 тысяч долларов и 19 съёмочных дней.
Приз за лучший дебют наверняка присуждали в дискуссиях, потому что столько дебютов, сколько в нынешнем году, в конкурсе "Кинотавра" ещё не было: восемь из 14 работ, претендовавших на призы фестиваля – первые полнометражные фильмы в карьере их создателей. За наградой на сцену, с пожеланием: "Так держать", – вызвали Анну Фенченко, снявшую фильм "Пропавший без вести".
Лучшей женской ролью признали работу Марии Звонарёвой у Дмитрия Месхиева в его "Человеке из окна" про жену артиста, обладающего удивительным даром управлять жизнью, которую он видит из окна своей квартиры. Юрий Стоянов, превосходно исполнивший эту роль, наверняка заронил зерно сомнения в сердца членов жюри, когда они выбирали лучшего артиста этого фестиваля.
Но приз они присудили Ивану Добронравову за главную роль в фильме Светланы Проскуриной "Перемирие". Приз за Ивана получала режиссёр. Иван не смог приехать в Сочи. У него в данный момент экзамены. Второй курс ГИТИСа.
Светлане Проскуриной пришлось ещё раз подниматься на сцену, за главным призом этого фестиваля – её "Перемирие" здесь чаще других называли в числе фаворитов, – но прежде объявили победителя в номинации "лучшая режиссёрская работа". И это "Счастье моё" Сергея Лозницы, который был в конкурсе последнего Каннского кинофестиваля и ничего там не получил.
Взгляд этого автора на проблемы современной России, вызвал больше всего споров, как в совещательной комнате жюри, так и за её пределами – в кулуарах фестиваля.
Фильмом закрытия фестиваля стала последняя работа прославленного режиссёра Владимира Мотыля, который ушёл из жизни в феврале 2010 года – это "Багровый цвет снегопада", кинороман о первой мировой войне и революции 1917 года. Дата выхода этой картины на большой экран, как и у многих других фильмов "Кинотавра", пока не определена.
"Кинотавр" не зря называется "Открытый фестиваль российского кино" в том числе и потому, фильмы здесь показывают и за пределами Зимнего дворца Сочи, под открытым небом, бесплатно, каждый вечер. Там, внутри и на площади, показывают разное кино: фильмы для массового зрителя, авторские, артхаусные, фильмы не для всех, как их только не называют. Их прокатная судьба складывается непросто, порой не складывается вовсе. И главная задача "Кинотавра" обратить на них внимание, чтобы своего зрителя нашли и они.