"Поймай идею, если сможешь", – вольный перевод слова pitching. На профессиональном киноязыке pitching – "продюсерские смотрины". Что-то вроде защиты диплома в институте, только на кону – судьба будущей картины. Фестиваль "Кинотавр" в этом смысле – тот самый институт, выпускниками которого стали уже 7 фильмов.
Пока в одном зале судили готовые ленты, в другом – пристально всматривались в бумаги. Большинство картин – в виде сценариев и смет. Продюсер Наталья Мокрицкая обещает: их фильм будет чем-то средним между "кино для всех" и "не для всех", арт-мейнстрим. История о мальчике, который думает, что его папа – великий танцор, будет происходить в эпоху 80-х под музыку диско. Для запуска не хватает денег и не найден еще главный герой. Ищут прямо на питчинге.
Анна Михалкова, снимавшаяся у продюсера Мокрицкой в "Изображая жертву", сама в этот день представляла фильм "Ощущение полета". Несмотря на стенд с аппликациями, разъясняющими сценарные коллизии, история оказалась настолько запутанной, что распутать ее за отведенные пять минут не удалось даже самим авторам.
"Во всем мире существует норма – у тебя пять минут, ты попал к большому голливудскому босу, – поясняет продюсер Сергей Сельянов. – Одна минута – на какие-то светские расшаркивания, без этого тоже никак, и 4 минуты зацепить этого человека, который способен дать проекту жизнь".
Известный продюсер, директор Национальной британской киношколы Ник Пауэлл, накануне питчинга провел с каждым конкурсантом персональный урок.
"Я дал несколько советов, – рассказал он. – Во-первых, нужно найти ядро истории, центральную часть, которая должна быть простой. Например, девушка едет в Италию в поисках своего дедушки. А все остальное к этому приложится. И, во-вторых, нужно говорить медленно, выдерживая паузы. Просто у вас кинематографисты говорят словесным потоком, и ничего не успеваешь понять".
От написания синопсиса до победы на Берлинале – один питчинг. Фильм Алексея Попогребского "Как я провел этим летом" три года назад представляли на "Кинотавре" в виде сценария. Черновое название "Последний день" заменили, но идею фильма не тронули. Более опытные иностранцы посоветовали лишь оставить за собой право на римейк, предполагая, что историей заинтересуется Голливуд.
А вот фильм "Слон" после продюсерских смотрин стал выглядеть иначе. На прошлом питчинге в картине предложили изменить финал. Авторы прислушались. Фильм был заявлен в конкурсной программе "Кинотавра".
В этом году продюсеры привезли в Сочи новый проект про партизанское движение – "Все пришли с войны". Основой для большого кино стала короткометражная лента "Письмо", с успехом показанная на международных фестивалях.
Итоги этого питчинга никого не удивили. Возможно, уже через год фильм "Мой папа – Барышников" выйдет на экраны, а если повезет, попадет и на "Кинотавр".