В кабине польского Ту-154, разбившегося под Смоленском 10 апреля 2010 года, находились высокопоставленные посторонние лица – главнокомандующий ВВС Республики Польша и директор протокола. Об этом сообщил на пресс-конференции глава технической комиссии МАК Алексей Морозов. Телеканал "Россия-24" и сайт Вести.Ru ведут прямую трансляцию пресс-конференции.
"Нарушение так называемого принципа "стерильной кабинки" и наличие в кабине на борту большого количества VIP-пассажиров оказало влияние на принятие экипажем решения о выполнении пробного захода", – заявил Морозов.
Кроме того, по его словам, у командира воздушного судна был просрочен документ, касающийся его права на посадку самолета в неблагоприятных метеоусловиях, и он более пяти месяцев не выполнял такие задачи.
"Учитывая, что командир воздушного судна длительное время – более пяти месяцев – не выполнял заходы на посадку в метеоусловиях, соответствующих его минимуму, подтверждение самого минимума было просрочено, неуверенность командира воздушного судна в возможностях производства посадки, связанные с ухудшением метеоусловий, потребовало от него мобилизации психологических резервов. С этого момента времени командир воздушного судна и весь экипаж находились в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения", – отметил Морозов.
По словам Морозова, расшифровка бортовых самописцев показывает, что в момент посадки в кабине находилось, по крайней мере, двое посторонних лиц. Один из них – главнокомандующий ВВС Польши. Тот факт, что он давал технические комментарии, свидетельствует о том, что рядом с летчиками в критический момент находился еще один человек. "Безучастность главкома ВВС оказала влияние на решение командира судна продолжать заход. Он преодолел необходимый минимум в высоты в 100 метров без установления визуального контакта с наземными ориентирами", – констатировал Морозов.
Председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина на пресс-конференции также заявила, что присутствие главкома ВВС Польши в кабине пилотов польского оказало психологическое воздействие на экипаж. "По заключению технических экспертов и авиационных психологов, в том числе из Польши, присутствие главнокомандующего Республики Польши в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей, оказало психологическое давление на принятие решения командира о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющей доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало", – сказала она. Кроме того, по ее словам, в крови главнокомандующего ВВС было обнаружено 0,6 промилле этилового спирта.