Ту-134: история создания и эксплуатации

Ту-134, несмотря на солидный возраст (его выпустили в 1980 году), был в хорошем техническом состоянии. В компании "РусЭйр" сообщили, что перед вылетом из столичного Домодедова он был исправен.

Ту-134, несмотря на солидный возраст (его выпустили в 1980 году), был в хорошем техническом состоянии. В компании "РусЭйр" сообщили, что перед вылетом из столичного Домодедова он был исправен.

Принято считать, что Ту-134 обязан своим появлением Никите Хрущёву. В 1960 году первый секретарь ЦК КПСС присутствовал на презентации нового реактивного самолета "Каравелла" во Франции. Вернувшись домой, он велел конструкторскому бюро Туполева заняться разработкой аналога. Летные и сертификационные испытания начались летом 1963 года. Спустя три года началось серийное производство.

Реактивный пассажирский лайнер Ту-134 построен по аэродинамической схеме низкоплана с Т-образным оперением. Двигатели расположены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа. Крейсерская скорость – 850 километров в час, дальность полета – примерно две с половиной тысячи километров. В зависимости от модификации число пассажирских мест колеблется от 50 до 90. Ту-134 в различных вариациях выпускался на Харьковском авиационном производственном объединении в течение 18 лет. В общей сложности построено 852 машины.

Благодаря техническим характеристикам и конструкторским решениям лайнер зарекомендовал себя как один из самых надежных и экономичных отечественных самолетов. Ресурс самолета – 40 тысяч летных часов, 25 тысяч полетов в течение 25 лет. Впрочем, после специальной оценки технического состояния срок эксплуатации может быть продлен до 40 лет.

Последняя крупная катастрофа с Ту-134 произошла 17 марта 2007 года в Самаре. Самолет, летевший рейсом Сургут – Самара – Белгород, рухнул за 400 метров до посадочной полосы и развалился на куски. Авиакатастрофа унесла жизни шести человек. Причиной трагедии стала ошибка экипажа.

За 45 лет эксплуатации международная авиация потеряла не менее 70 таких самолетов. К настоящему времени в мире осталось примерно 100 Ту-134. Их заменяют на более современные Ан-148, "Боинги" и "Аэробусы". А в перспективе на смену должны прийти самолеты "Sukhoi Superjet 100".