Следователи и криминалисты сейчас пытаются проследить весь жизненный путь затонувшего судна "Булгария". Первые выводы неутешительны. Долгое время судно переходило от арендатора к арендатору, и они не были заинтересованы делать дорогостоящий ремонт. Также есть подтверждения того, что теплоход шел перегруженным.
Чехословацкий двухпалубный дизель-электроход проекта-785 был хорошей машиной для своего времени – начала 50-х годов прошлого века. Скорость – до 22 километров в час. Уютные каюты, два ресторана. Для Советского Союза было построено 36 подобных судов. "Булгария" или "Украина", как она тогда называлась, была спущена на воду в 1955 году.
Дизель-электроходы направлялись на туристические маршруты на Волгу. Но по мере поступления более новых судов передавались в другие пароходства. Чехословацкие теплоходы ходили по Каме, Дону, Днепру, сибирским рекам, использовались при ликвидации чернобыльской катастрофы. В настоящее время многие суда проекта списаны, переоборудованы в гостиницы или турбазы. Но несколько устаревших дизель-электроходов до сих пор находятся в эксплуатации. И эксплуатируются они крайне активно. Например, в роковой рейс "Булгария" пошла, возможно, перегруженной, причём следователи до сих не могут установить, сколько же человек находилось на борту затонувшего судна.
"Если по паспорту – это 120 человек. А на самом деле, как мы уже установили, было 185 человек. Считаем. Общая команда была 31 человек, включая и поваров, и аниматоров. Шесть человек, мягко скажем, безбилетники, и не исключено, что этих людей будет еще больше", – заявил Игорь Паньшин, начальник Приволжского регионального отделения МЧС России.
Но не это, скорее всего, главная причина трагедии. 15 июня этого года "Булгария" прошла обязательное для такого пожилого судна техническое освидетельствование. Она была признана годной. Но, по словам специалистов, лично знакомых с "Булгарией", дизель-электроход нуждался в серьёзной проверке. Ещё в 2007 году говорили: одну навигацию "Булгария" проходит, затем ремонт. Но каждый год у судна менялся субарендатор. И одна навигация сменялась другой. Осенью прошлого года "Булгария" работала в Москве на коротких рейсах по ближайшим водохранилищам. Клиентов привлекали низкими ценами. Судно ходило, как говорят эксперты, фактически благодаря усилиям механиков, круглыми сутками не покидавших машинный зал. Так ли это на самом деле, предстоит выяснить следователям.
"В настоящее время следователи рассматривают все без исключения версии произошедшего. Могу сказать, что уже точно установлено, что при выходе из порта в Казани у теплохода уже тогда наблюдался крен на правую сторону, и, возможно. Именно эта техническая неисправность судна и стала причиной аварии. Но, повторяю, что на данный момент следователи рассматривают и другие версии. Следователи также приступили к изучению документации, изъятой в компании "АргоРечтур", которой принадлежал затонувший теплоход. Кроме того устанавливается маршрут движения теплохода, уточняются списки находившихся на нем людей, допрашиваются потерпевшие, свидетели и очевидцы произошедшего", – сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
Деятельность совладельца "Булгарии" – Камского речного пароходства – будет проверена. А у субарендатора ООО "Агроречтур" уже изъята документация. С ней работают следователи.