Жители Европы внимательно наблюдают за ходом газовых переговоров. Их обеспокоенность вызвана и небывалыми холодами, пришедшими в регион. В Германии и Польше стоят 30-градусные морозы. На Испанию обрушились снегопады. Особенно тяжелая ситуация в балканских странах. Там уже остановлены многие промышленные предприятия, что позволяет сохранить топливо для жилых домов и больниц. В замерзающей Словакии уже действует режим чрезвычайного положения.
Жители Словакии жалуются: "Холодно! Очень холодно!". На дворе мороз, но в сельском доме не намного жарче. И жители словацких деревушек идут сначала за дровами, и только после этого – к соседям. О причине этого говорит местная старушка: "Нет у нас газа, нет" . На всей территории Словакии объявлено чрезвычайное положение. Когда об этом сообщили в эфире государственного телевидения, словаки задумались, так как такого здесь не помнят. С экрана их попросили экономить газ, и в размеренную европейскую жизнь начала закрадываться паника.
Жительница города Михаловце Анна Василева сетует: "Если не будет газа – мы же замерзнем! Как готовить? Газ нужен! Не знаем, что будет дальше". Правительство страны пообещало спасти школы, больницы и жилые дома, но спасти всех не получается, и в выпусках словацких новостей теперь сплошные сводки о потерях. Сообщается, что в округе Тренчина закрыты все основные школы, там вынужденные каникулы
Над Кошице непривычно голубое небо: не дымят трубы крупнейшего сталелитейного завода Словакии, десять тысяч работников отправили в вынужденный отпуск. Первыми встали предприятия, которые потребляли более 60 тысяч кубометров газа в сутки. Вслед за металлургией застопорилось и автомобилестроение – в числе аутсайдеров уже заводы Peugeot и Kia Motors. Кризисный штаб потребовал сократить в четыре раза расходы топлива. Представитель завода Kia рассказывает: "Мы приостанавливаем наше производство на ближайшие два дня и очень надеемся, что за выходные ситуация с поставкой газа благополучно разрешится".
Еще недавно казалось, что для волнения нет причин: новый долгосрочный контракт на поставки газа из России через Украину Словакия подписала всего месяц назад. В Словакии никак не могут поверить, что в страну пришла "русская зима", но не дошел российский газ. Теперь это видно каждому невооруженным взглядом – без термометра и манометра. Профессиональная примета газовиков гласит: если на трубе появились сосульки, значит, газа в ней действительно нет. У "голубого топлива" всегда положительная температура, она доходит до плюс 30 градусов, поэтому даже в сильный мороз трубопровод не замерзает.
В день, когда украинская сторона закрутила вентиль, температура на улице и давление в трубе упали одновременно. Подписывать итоговый протокол за 7 января начальник измерительного узла на границе с Украиной пришел с фотоаппаратом: такого количества нулей здесь не видели З6 лет – с момента открытия станции. Управляющая ЭВМ одну за другой останавливает системы, так как в трубах – пусто.
Жительница Словакии Елена Палкова жалуется: "Страшно. Ясно, что теперь зима – холодно. Люди боятся, что в квартирах будет холодно". Страшно всем. Дома у пани Палковой электрическая плита, но и тут незадача. По телевидению сказали, что областная электростанция тоже на грани остановки. Одна из последних идей правительства Словакии – вновь запустить атомный реактор в Богунице, который закрыли по требованию Евросоюза, но теперь жалеют об этом, так как топлива в Словакии осталось на одну неделю.