В Москве состоялась Международная конференция по вопросу обеспечения доставки российского газа потребителям в Европе. На пресс-конференции по ее итогам президент России Дмитрий Медведев заявил о том, что убежден в необходимости формирования эффективной правовой основы для гарантированных поставок газа от его производителей до потребителей. Переговоры между Россией и Украиной по возобновлению поставок российского газа в Европу будут продолжены.
Перед началом конференции в Кремле на выбор предлагали воду с газом и без газа. Выбор в данном случае был делом вкуса. Но только в данном случае. Иначе не приехал бы раньше всех остальных европейский комиссар по энергетике, иначе не пришлось бы премьеру Молдавии дважды за неделю посещать Москву.
Путин и Тимошенко зашли вместе. И тут было простое объяснение: до Кремля премьеры разговаривали в Белом доме. Но в зал Путин вошел уже с главой правительства Белоруссии, с которой газовый вопрос решен. О масштабе проблемы можно было судить по длине окружности стола, где не было свободных мест.
"Конечно, будут разные вопросы, в том числе вопросы о том, кто в этом виноват, кто будет компенсировать те убытки, которые возникли. Но это, наверное, даже в контексте нашей с вами встречи не главный вопрос, – заявил президент России Дмитрий Медведев. – Мне представляется, что главных вопросов два: это поиск, коллективный поиск развязки той проблемы, которая до сих пор сохраняется, и второй, может быть, не менее важный, в чем особенно я вижу такое специальное значение нашей встречи, – это возможность создать эффективный, постоянно действующий международный механизм, который в будущем не позволит возникать таким ситуациям, который будет обеспечивать нормальный транзит".
Киевская делегация конспектировала. Только Тимошенко – вся в черном – не писала. Перед отлетом она назвала себя главной украинской газовой переговорщицей. А Ющенко отправил на конференцию своего уполномоченного представителя Богдана Соколовского. Накануне он неожиданно заявил: "У Киева юридических обязательств перед западными странами нет". Представители этих стран сегодня сидели за одним столом с Тимошенко, которая, прилетев в Москву, не могла не услышать сообщения из газпромовского штаба: Киев снова отказал Москве в транзите газа для Европы. Накануне в Европе был Путин.
"Конечно, редко бывает так, чтобы одна сторона была виновата. Но, если говорить об ответственности, то уж и не две точно, – заявил премьер-министр России Владимир Путин. – Мне кажется, что позиция Евросоюза, который ставит на одну доску Украину и Россию, фактически является поддержкой Украины, которая нарушает свои транзитные обязательства. Все, что мы имели в предыдущие годы, – это ни что иное как шантаж, связанный с желанием получить дешевый газ как первичный энергоноситель и обеспечить конкурентные преимущества на европейском рынке. В том числе и для своих товаров. Такое положение как сейчас, когда нам говорят "либо отдайте все задаром, либо в три раза дешевле, либо мы перекроем транзит вашего газа в Европу, а Европа вас еще и давить будет, и требовать восстановления этого транзита". Такое положение терпимо быть больше не может".
Это была пресс-конференция после переговоров с канцлером Германии. Москва и Берлин предлагают направить на Украину независимых экспертов, которые оценят состояние украинской газотранспортной системы, определят оптимальные маршруты транзита и не дадут больше Киеву воровать газ. Меркель особо подчеркнула: наблюдатели должны быть вдоль всей транзитной сети.
Сделать это как можно быстрее в интересах Москвы тоже. Недополученные доходы "Газпрома" – уже более миллиарда долларов. "Газпром" вынужден закрывать ряд скважин, уже более сотни скважин закрыто, в регионах добычи. Это очень непростое решение, – подчеркнул вице-премьер Игорь Сечин. – Восстановить работу этих скважин, в условиях зимы, при низких температурах (минус 30-40 в некоторых местах) это и технологически сложно, и дорого. И это тоже ущерб, который несет "Газпром". В этой связи мы и нашим потребителям говорим, и работу постоянно проводим, в том смысле, чтобы диверсифицировать маршруты поставки".
О необходимости диверсификации накануне говорила и канцлер Германии. Этот вопрос Меркель назвала не просто экономическим. "В проекте Nord Stream для нас ничего не изменилось, мы намерены последовательно продолжать строить этот трубопровод", – заявил Ангела Меркель.
Экономические и политические аргументы в Германии неожиданно дополнились категорией, казалось бы, из другой сферы. Это уже не Берлин, а Дрезден, не зал переговоров, а опера. И вроде бы ни одного слова про газ. "Я полагаю, что классическая музыка наполняет оптимизмом и силой жизни, – сказал Владимир Путин. – Она поможет нам укрепить наш дух и преодолеть все трудности. Более того, Чайковский и Глинка, Бах и Бетховен – все они напоминают нам россиянам и немцам о том, что мы живем в едином доме, что мы разделяем одни и те же ценности, и были воспитаны на одних и тех же культурных традициях. Россия и Германия, Россия и Европа тесно связаны друг с другом историей и общим будущим".
Общая связанность, напомнил уже сегодня Медведев, не оставляет выбора: нужно искать выход, причем не только сиюминутный. "На примере нынешнего кризиса все мы убедились и в том, что нынешние международные регуляторы такого рода ситуаций не являются эффективными, в том числе и международное право в этой части. Я могу сказать откровенно, на мой взгляд, и Энергетическая хартия, которая частью стран ратифицирована, частью не ратифицирована, она, к сожалению, такого рода вопросы не решает. И мы должны подумать о том, какие новые международные соглашения могли бы в будущем снимать проблемы такого порядка. Российская Федерация к такому общению готова, мы сделаем все для того, чтобы нынешний кризис был разрешен", – заявил Дмитрий Медведев.
Переговоры будут продолжены. Причем, судя по сообщениям информагентств, Путин и Тимошенко намерены это сделать уже сегодня.