В России и во многих других странах сегодня будут вспоминать жертв грузинской агрессии. В российских городах пройдут акции памяти и солидарности. В Москве центром мероприятий станет Музей современной истории и Храм Христа Спасителя. Около полуночи там соберутся активисты молодёжных организаций. Они одновременно зажгут 8 тысяч свечей и почтут минутой молчания память погибших. О прошлогодних событиях будут долго помнить и многие российские солдаты. Наши военные тогда откликнулись на призыв о помощи и помогли южноосетинцам выстоять.
Фумигатор вместо парашютиста, вместо строп – шнурки. В обычном псковском дворе парашюты мастерят вообще из чего угодно. Дети десантников играют в захват военной базы – по мотивам рассказов отцов. К тому же в этом доме, и это все знают, живет настоящий герой России.
Он носит тельняшку даже дома. А на парадном кителе – вся история Геннадия Анашкина. Несколько раз Чечня, потом Абхазия, наконец, Грузия. 8 августа 2008 в два часа ночи – звонок от командующего дивизией. Уже утром – самолет в Осетию. А 11 августа голубые береты оттеснили противника за пределы Южной Осетии. Быстро и четко. Так работают псковские десантники.
Месяц в Осетии, наверное, для каждого из них – время полного самоотречения. Командир медицинской роты Валерий Толстошеев прошел через все горячие точки последнего времени. Есть фотографии из Таджикистана, есть из Чечни. Но фотографий из Осетии в его архиве нет. Потому что там, на фронте, вообще было не до фотографирования. Напряженней и труднее этой командировки у врача еще не бывало.
"Когда мы подходили к Цхинвалу и видели полуразрушенные дома, где отчетливо были видны следы снарядов и очередей различных видов оружия, впечатление было очень тяжелое. Мы поняли, что это очень серьезная ситуация, и, в принципе, были готовы ко всему", – вспоминает Валерий Толстошеев, командир медицинской роты Псковской 76-й десантно-штурмовой дивизии.
Им пришлось работать в тяжелейших условиях. Медики передвигались со своими войсками – никакой возможности разбить лагерь. Операции на колесах, в обычных санитарных автомобилях. Спецтехника была только в медицинском усилении от аэромобильного госпиталя. После суточных переходов под огнем по сложным дорогам, водители машин засыпали на ходу. А врачи продолжали работать.
"Главное было выполнить то, для чего мы нужны", – говорит Валерий Толстошеев.
В доме полковника Анашкина – праздник и гости. Очередная годовщина свадьбы. Но после прошлогодней сложной войны уже ни одно маленькое семейное торжество не обходится без тоста за тех, кто год назад спасал жителей Южной Осетии, оказавшихся под огнем.