Акции памяти и скорби проходят сегодня по всей Южной Осетии. Уже почти сутки не пустеет театральная площадь Цхинвала. Накануне ночью тамзажгли свечи в память о погибших. В полдень их память еще раз почтили минутой молчания. Во всех храмах республики проходят заупокойные службы, а в центре столицы открыли музей геноцида югоосетинского народа.
Музей под открытым небом, потому что крыши в этом бывшем жилом доме просто нет. Год назад сюда попали несколько снарядов грузинского "Града". Их обломки и стали самыми первыми экспонатами. На обугленных стенах фотографии. Какие еще нужны доказательства преступлений грузинского режима? Иначе, как геноцидом, это не назовешь.
"Очень многие западные журналисты утверждали, что Грузией не применяются кассетные бомбы. Вот кассетная бомба. Она с маркировкой. Да, это грузинская бомба", – рассказывает Михаил Гассиев, организатор выставки Музея геноцида осетинского народа.
Дети Цхинвала составили свою летопись трагедии из сочинений, как они боялись, прятались в подвалах, как им не хватало есть и пить. Эта книга скоро будет издана. Много и других свидетельств. Хаддизад Лалиева принесла самое дорогое, что у нее осталось.
Вот это окровавленная тельняшка моего сына Александра. Я ее берегу все время, держу дома", – говорит Хадизат Лалиева.
Глава Южной Осетии Эдуард Кокойты сегодня фактически был экскурсоводом, пояснял абхазскому президенту Сергею Багапшу и другим гостям, где и что произошло, а чуть позже они уже вместе рассказали журналистам, чем обеспокоены. Саакашвили вновь вооружают и не понятно, что от него ждать.
"На сегодняшний день военный потенциал Грузии намного выше, чем в августе 2008-го года, но у нас обстановка совсем другая. Здесь на территории Южной Осетии и на территории Абхазии по нашей просьбе действуют российские военные базы, и они являются надежной гарантией мира и стабильности", – уверен Кокойты.
"Мы не боялись никогда. Да, жертвы, трагедия. Бояться должна, собственно, Грузия. Если кто-то потеряет свою государственность очередной провокацией, то это не просто бравада, это будет Грузия, и события августа прошлого года это показали", – поддерживает президент Абхазии Сергей Багапш.
Весь Цхинвал, как один большой музей последствий грузинской агрессии. Башню грузинского танка, пришедшего сюда убивать и подбитого как раз восьмого числа абхазскими ОМОНовцами, так и решили оставить здесь в здании разрушенного дома, как напоминание о страшных событиях тех дней.
Именно такой танк в упор расстрелял машину, в которой пыталась спастись семья Джусуевых, но даже этого командос показалось мало.
"Пехота шла сзади. Облили бензином и сожгли всех, только пепел собрал, похоронил только пепел", – рассказывает Заур Джусуев.
Маира, Аслана и Дину поминали всей улицей. И таких поминок были десятки. Погибшие от геноцида есть чуть ли не в каждой второй осетинской семье. Их память почтили и у только что восстановленной пятой школы. Тут еще в 90-ые хоронили тех, кого невозможно было вынести из под пуль грузинских снайперов.
Ну а события ночи с седьмого на восьмое августа, когда Грузия начала бомбежку, вместе вспоминал весь город. На Центральной площади сразу тысячи людей держали свечи (ВИДЕО) и молча под звуки плачущего дудука смотрели кадры, которые им так хотелось бы забыть.