Чешский президент Вацлав Клаус принял отставку правительства Мирека Тополанека. Таким образом, накануне саммита "большой двадцатки" Совет Евросоюза остаётся либо без председателя Совета, либо с временным председателем, который мало что решает. К тому же, уходя, Тополанек оглушительно хлопнул дверью, причем сделал это несколько раз, и, кажется, хлопнет еще. В Европарламенте он помянул недобрым словом президента США с его антикризисной программой, а потом остановил свой взор на России. Европа взбудоражена и опасается хаоса.
ЧП наднационального масштаба. Объединенная Европа с ужасом наблюдает, как в Чехии премьер Тополанек просит отставки у президента Клауса. Ужас от того, что Чехия в Евросоюзе председательствует. А кто именно – теперь неясно. И надо сохранить хоть мину при такой игре. Тополанек, объясняя причины отставки, намекает на заговор, где не только оппоненты в парламенте, и даже не только президент Клаус: "Я не могу однозначно заявлять, что мою отставку организовал именно Клаус, но без сомнений, он был одним из тех, кто дергал за ниточки. После отставки кабинета громче всего праздновали в российском посольстве, президентском дворце и городской ратуше".
Публичные выступления Тополанеку не даются уже второй день. Накануне американскую политику он назвал дорогой в ад. И хотя сегодня в его окружении пытались историю отыграть, но слово "пекло" – по-чешски "ад" – из стенограммы не выкинешь.
Из Вашингтона уже прозвучало предложение Чехии заняться внутренними проблемами. Но голос Праги в данном случае еще и голос Европы, по крайней мере, значительной ее части. "Есть определенная группа государств европейских, и особенно восточноевропейских, которые переживают очень сильный кризис. И, видимо, у них разочарование по поводу Европы возрастает. Было много иллюзий, а сейчас Европа не может оказать им помощь", – полагает депутат Европарламента Джульетто Кьеза.
В ЕС их принимали торжественно и как-то скопом. 1 мая 2004-го – сразу десять стран, в основном из бывшего социалистического лагеря. Привычка держаться вместе осталась. В феврале 2009-го в отставку ушло правительство Латвии, в марте – правительственный кризис в Венгрии, теперь в Чехии, на грани – румынский и болгарский кабинеты министров. Бухарест просит срочный кредит МВФ. Курс почти всех восточноевропейских валют резко падает. Прага выступает с обвинениями.
Резкость сегодняшних газет на таком фоне выглядит, как желание поставить диагноз: Евросоюз пошатнулся, в единой Европе – брожение, экономическая и политическая нестабильность. Чехии отказывают в праве представлять ЕС на саммите "большой двадцатки".
Первого июля ЕС возглавит Швеция, но в 2011-м будут Венгрия и Польша. Будущее старой Европе предвещает головную боль. Повысить управляемость помог бы Лиссабонский договор, но одобрит ли его та же Чехия – неясно.
Влияние США на младоевропейцев по-прежнему сильное. "Что касается членства в НАТО, наш сигнал достаточно чёткий: мы сделаем всё, чтобы страны, которые хотят войти в альянс и стремятся к этому, имели возможность стать членами НАТО", – повторяет президент США Барак Обама.
Касалось ли заявление Украины и Грузии – неизвестно. Если касалось, то тогда оно вряд ли совпадает с желанием Ангелы Меркель насчет России и тем более не совпадает с позицией Москвы. "В наших интересах – улучшение отношений с Россией. Эта страна может стать нашим хорошим партнером. Я настаиваю на том, что НАТО нужен такой партнер, как Россия", – уверена федеральный канцлер Германии.
"Если речь идет о том, что какую-то страну втягивают в НАТО, когда подавляющее большинство ее населения выступает против этого, ну, наверное, такой подход не соответствовал бы демократическим нормам. Точно так же, когда какая-то страна грубо нарушает нормы международного права, прежде всего касающиеся уважения прав меньшинств, неприменения силы. И когда такую страну пытаются втянуть в члены НАТО, я думаю, здесь может идти речь о каком-то очередном геополитическом проекте", – подчеркивает министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Актуальность таких диалогов сейчас возрастает многократно. Второго апреля лидеры встретятся в Лондоне. Решать финансовые вопросы, когда разногласия в политических, – непросто. Напряжение в отношениях сейчас дорого стоит, и стиль обвинений Тополанека повторять никто не хочет. Дмитрий Медведев перед Лондоном проведет переговоры в Германии, а сегодня разговаривал по телефону с британским премьером. Выяснилось, что позиции Великобритании и России во многом созвучны.