По всей России прошли заупокойные службы – от Владивостока до Калиниграда. В сотнях храмах и монастырях, большинство из которых восстановлены и построены благодаря Алексию II, молились об упокоении его души. За 18 лет Патриарх, кажется, объехал все регионы России и собирал по крупицам рассеянный русский мир. В Хабаровске создана с нуля духовная семинария, в Екатеринбурге – Храм на Крови, в Карелии – Валаамский монастырь.
- Он был настолько дорог, мы его так любили, что очень тяжело сейчас провожать его. Хотя мы не должны так плакать и скорбеть, потому что для него это радость. Он предстал перед Богом.
На прощании с Алексием два цвета – черный и белый. Скорбь и радость. Для христиан отпевание – это первый шаг к вечной жизни. Знающие люди говорят: Предстоятель особо почитал белые розы – начало новой жизни.
В Петербурге Алексия помнят еще с тех пор, как он был митрополитом Ленинградским и Ладожским. Помнят, какой была церковная жизнь лет пятнадцать назад, и знают, какой она стала теперь: "Сколько монастырей, храмов восстановили, построили. Такого раньше не было".
В Хабаровске до патриаршества Алексия не было духовной семинарии. А сегодня ее выпускники проводят поминальную службу. "Грусть и печаль от того, что от нас ушел Отец. Для Церкви это – Отец, который своей любовью, заботой, крылами – все покрывает", – говорит протоиерей Олег, благочинный первого округа Хабаровской епархии Русской Православной Церкви.
Теперь по всей России, глядя на построенные или восстановленные церкви, верующие да и не очень верующие будут говорить: "Это сделано при Алексии II". Конечно, по-особенному служат в Карелии, на Валааме – месте, где еще ребенком шести лет будущий Патриарх решил для себя, что станет священником. Много раз он молился здесь за всех расстрелянных, сгинувших в лагерях. Молился за то, чтобы такое не повторилось.
Его стараниями в Екатеринбурге построен храм на месте расстрела царской семьи. Восемнадцать лет патриаршества. Время, за которое уже выросло поколение тех, кто о гонениях на Церковь знает только по книгам и рассказам старших: "Я выросла при нем. В моей памяти он всегда Патриарх".
Калининград. Сюда на поминальную службу приходили и те, кто не считает себя глубоко верующими, и люди воцерковленные. Не могли не придти. "Потеряли святого человека. Его надо причислить к лику святых. Он жил для народа. Это святой человек", – объясняют одни. "Он говорил: у меня семья, огромная семья. У меня тысячи, миллионы людей прихожан земли русской. Вот таким у нас и останется. И мы считаем, что это современный святой земли российской", – вторят другие.
Это Москва. Вокруг Храма Христа Спасителя – люди из многих российских городов. Приехали и с Украины, из Белоруссии, из Молдавии. "Мы из Орла. Приехали утром с ребенком. Всю ночь ехали", – говорит женщина. Те, кто не попал внутрь, терпеливо ждали, когда тело Патриарха повезут к месту последнего упокоения. Ждали не только за себя: "Эти розы передала женщина, которая очень спешит на работу. Она хотела бы передать, но сейчас уже невозможно передать. Я обязательно пойду пешком до Богоявленского и передам цветы для него".
Нескончаемый поток людей. Молитва за Патриарха соединила сегодня православных России. Впрочем, не одной только России. Молились, читали священные книги и те, кому не хватило место внутри Храма. "Я читаю Евангелие от Луки. Вот открыл его навскидку и как раз знаете что оказалось? Здесь слова: "И спрашивал его народ – что же нам делать? И он сказал им в ответ: у кого две одежды – отдай неимущему, у кого есть пища – делай то же". И так далее. То есть как нам жить дальше. То есть я понимаю, что это Глас Божий. То, что нам и Патриарх завещает", – уверен один из скорбящих. "Глубокая скорбь и глубока радость. Он под Престолом Божьим и молится за нас", – говорят другие.
09 декабря 2008
20:37
Россия проводила Патриарха
По всей России прошли заупокойные службы – от Владивостока до Калиниграда. В сотнях храмах и монастырях, большинство из которых восстановлены и построены благодаря Алексию II, молились об упокоении его души. За 18 лет Патриарх, кажется, объехал все регионы России и собирал по крупицам рассеянный русский мир.