В Лондоне идет самая сложная часть саммита "двадцатки". За одним столом лидеры основных экономических держав пытаются найти общий подход к борьбе с кризисом. Позиции разные, некоторые даже непримиримые. Но большинство, в первую очередь Россия, призывает к реформе существующей финансовой системы и поддержке слабых.
Великолепных английских пейзажей лидеры "большой двадцатки" сегодня не увидят точно. Вместо этого – дома с выбитыми стеклами, огромное число полицейских с автоматами и вода повсюду. Саммит решили проводить в этом не очень живописном месте лишь по одной причине – безопасность. Подобраться сюда антиглобалистам просто невозможно, но они все равно пытаются. Стоят здесь с самого утра – ведь саммит начался уже в 8 часов.
На событиях такого масштаба все слова, как правило, остаются за кадром. Но и немногочисленные кадры протокола о многом могут рассказать. На фотографирование президент Медведев и Обама проходят и встают вместе, о чем-то оживленно разговаривая. Их первая встреча, прошедшая накануне, признана успешной, и они, видимо, вкратце обсуждают детали развития двусторонних отношений. В этот момент в кадр буквально врывается Сильвио Берлускони – он как всегда бодр и оптимистичен.
Но с позитивным настроем на этот саммит приехали далеко не все. За несколько часов до начала ведущие страны Евросоюза – вроде бы всегда верные партнеры США – во всеуслышание говорят: они не согласны с экономической политикой Вашингтона. Николя Саркози даже грозит развернуться и уехать с саммита, если предложения Франции не будут приняты. Он предлагает жестко регулировать финансовые рынки, чтобы избежать кризисов, и ликвидировать оффшорные зоны. При этом, рассуждая о нынешней финансовой системе, выстроенной США, президент Франции даже не пытается, что называется, подбирать слова: "У нас есть исторический шанс исправить систему, которая была аморальной. Мы должны взять на себя ответственность, все 20 глав государств, и ответить на вопрос: хотим ли мы положить конец всем этим налоговым раям или пусть они существуют и дальше. В налоговом раю отказываются сотрудничать и предоставлять информацию о происхождении денег. Есть ли хоть один президент или премьер, который посмеет сказать, что это нормально? Германия и Франция этого никогда не скажут".
Ангела Меркель – рядом и действительно разделяет позицию Саркози: они против накачки экономики деньгами, против подобных действий США. Ведь бесконечная эмиссия доллара в итоге может полностью уничтожить всю мировую финансовую систему. "Думаю, у нас есть все шансы продвинуться в решении существующих проблем. Мы с удовлетворением отмечаем, что в Соединенных Штатах все активнее говорят о необходимости усиления контроля за деятельностью финансовых институтов. И принимают соответствующие решения. Если мы сегодня не придем к общему знаменателю по какому-то из вопросов, решить его не удастся еще лет десять. Не примем неких стандартов – отправимся домой", – заявила канцлер ФРГ.
Нынешней кризис, продолжает Саркози, возник из-за англосаксонской финансовой системы. И вот на самом саммите лидеров будто бы даже специально рассадили, что называется, по интересам. Барак Обама и Гордон Браун, в стороне – Саркози и Меркель.
Обама о претензиях Европы к США, конечно, знает. Но настаивает, что сейчас это не так важно: "Существующие механизмы регулирования в экономике оказались не способны противостоять вызовам. И это относится не только к США. Думаю, то же самое происходит и здесь, в континентальной Европе, да и во всем мире. Поэтому я не стал бы искать виноватых, а сконцентрировался бы на решении проблемы".
На концентрацию у лидеров будет 6 часов заседания в формате нон-стоп. О чем лидеры договорятся и договорятся ли, станет известно через несколько часов, но в кулуарах уже говорят о том, что дипломатам, готовившим документы, удалось сгладить основные противоречия. Вопрос только в том, насколько, и поможет ли это в решении мировых экономических проблем.
02 апреля 2009
17:27
У "двадцатки" есть шесть часов на вывод мира из кризиса
В Лондоне идет самая сложная часть саммита "двадцатки". Лидеры держав пытаются найти общий подход к борьбе с кризисом. Позиции разные, некоторые даже непримиримые. Но большинство, в первую очередь Россия, призывает к реформе существующей финансовой системы и поддержке слабых.