На борьбу с мировым финансовым кризисом до конца следующего года будет выделено 5 триллионов долларов. Таков главный итог саммита "двадцатки" в Лондоне. Участники встречи расценили ее как весьма продуктивную, несмотря на пессимистичные ожидания. Еще один результат лондонского заседания – борьба с офшорами. Странам "налогового рая" предложено предоставлять другим государствам информацию, касающуюся случаев уклонения от налогов, в котором подозреваются иностранцы, имеющие счета в странах – "налоговых оазисах".
Эти улыбки оказались вовсе не протокольной любезностью. Саммит G20 начисто разрушил все негативные прогнозы, что вполне обоснованно выдвигались перед началом. Через 6 часов заседания нон-стоп Гордон Браун на правах хозяина саммита объявляет о решении "двадцатки" направить на обуздание кризиса астрономическую сумму.
"Мы пришли к соглашению выделить триллион долларов через МВФ и другие институты для борьбы с кризисом. Ведь если раньше страдала национальная экономика одной или нескольких стран, то теперь удар нанесен по всей глобальной финансовой системе, но я уверяю вас – мы делаем все, чтобы выйти из кризиса. За последние 10 недель мы сделали больше чем за 10 лет", – заявил премьер-министр Великобритании Гордон Браун.
Деньги пойдут на помощь наиболее пострадавшим странам, более того, на развитие собственных экономик "двадцатка" должна будет в течение года потратить более 5 триллионов долларов. А тем странам, которые устраивают у себя оффшорные зоны, нужно будет менять свою политику.
"Двадцать пять лет назад невозможно себе было представить ситуации, когда столь разные государства со столь разными экономиками, разными ментальностями, историческими традициями сели бы за один стол и смогли договориться в такой тяжелой ситуации о том, как действовать, причем достаточно быстро договориться. Та скорость, с которой мы действуем, как минимум, наводит меня на мысль о том, что многие из решений, которые мы принимаем, будут достаточно эффективными", – сказал Дмитрий Медведев.
Но еще утром эта скорость работы не казалась очевидной. Все знали – в "двадцатке" того и гляди наступит раскол. И даже в деталях лидеры противоречили друг другу. Вот вроде бы договорились приезжать на автомобиле без флажков, но Обама приехал с флагом. Следом за ним остальные тоже установили флаги. Президент Франции вообще остановился в дверях, словно выполняя свою угрозу уехать, если его предложения не будут учтены, но Гордон Браун буквально за руки все же ввел его в помещение. Саркози потом сидел и будто разговаривал сам с собой – видимо, слишком много недовольства накопилось внутри. Те, кем он был недоволен, сидели вместе – Барак Обама и Гордон Браун, которые не согласны с тем, что рыночная экономика требует жесткого контроля. Но в итоге к согласию пришли – оффшорные зоны должны будут менять налоговую политику.
"Мы сами не ожидали, чего сможем добиться в Лондоне. Однако это не является давлением, это требование самого времени", – заявил президент Франции Николя Саркози.
Требование времени – и урезание аппетитов менеджеров крупнейших компаний. Они должны быть аккуратнее с выплатой себе бонусов. Российский лидер такое положение полностью разделил.
"Если компания получает поддержку от государства или если компания является государственной с точки зрения собственника, я считаю, что наши уважаемые менеджеры, руководители этой компании должны самоограничиться, даже если они уже приняли решение о выплате себе высоких компенсаций, можно это решение поменять. И я после возвращения в Россию обязательно такие рекомендации правительству и, соответственно, государственным компаниям, компаниям с госучастием и компаниям, которые получают соответствующие формы поддержки от государства, обязательно выдам. Нужно вести себя прилично в такой ситуации", – сказал Дмитрий Медведев.
У саммита G20 есть и еще один важный итог – успешные двусторонние встречи. Президент Медведев сегодня раскрыл детали своего разговора с Бараком Обамой. Они затронули все наиболее острые проблемы и при этом – главное – слушали и слышали друг друга. Даже по такой сложной проблеме, как система ПРО.
"Мне, как минимум, показалось, что наши партнеры по этому вопросу, не занимают примитивной позиции, а готовы обсуждать различные варианты, и это уже важно. Потому что, до этого мы слышали совершенно другое, какая разница, там какие-то жалкие, несколько там десятков ракет, мы все уже решили. Вот хотите – приезжайте, посмотрите, что там будет делаться, ну может быть, если вас еще пустят туда, а так все уже – вопрос закрыт. Сегодня совершенно другая манера изложения вопроса, совершено другой подход к обсуждению этой темы. Вот это меня, ну, весьма и весьма устраивает", – заявил Дмитрий Медведев.
Слушали друг друга и внутри "двадцатки". Невиданный случай – все президенты вынуждены были вернуться на фотографирование из-за того, что первый раз на нем не побывал канадский лидер. Но это никого не смутило, все, наоборот, лишь улыбались. Особенно – Барак Обама. Правда, о его с супругой визите к Королеве сегодня судачит вся Англия. Мишель Обама обняла Елизавету Вторую, хотя до английского монарха испокон веков запрещено дотрагиваться. Но этот протокольный казус на общее настроение в итоге все же не повлиял.
Лидеры "двадцатки" теперь буквально рассыпаются комплиментами в отношении этого саммита – называют его "историческим" и "невероятно успешным". При этом признают, кризис далеко не закончился, более того, лишь набирает обороты. Потому осенью G20 собирается вновь, рассчитывая, что антикризисные меры к тому времени все же дадут результаты.
03 апреля 2009
10:52
G20 бросит на борьбу с кризисом 5 триллионов
Участники саммита "двадцатки" в Лондоне, несмотря на пессимистичные ожидания, называют встречу "весьма успешной" и "исторической". Как признают лидеры государств, главный итог саммита в том, что до конца следующего года на борьбу с мировым финансовым кризисом будет выделено 5 триллионов долларов.