На грузинской операции "Чистое поле" осетины поставили крест

Грузинское вторжение в Южную Осетию в августе 2008 года имело условное название "Чистое поле". Грузины занимались мародерством, убивали стариков, женщин и детей, минировали дома. Но на одном из участков сражения произошло чудо: агрессора остановил православный крест.

Грузинское вторжение в Южную Осетию в августе 2008 года имело условное название "Чистое поле". Грузины занимались мародерством, убивали стариков, женщин и детей, минировали дома. Но на одном из участков сражения произошло чудо: агрессора остановил православный крест.

Настоятель храма Рождества пресвятой Богородицы отец Георгий вспоминает о чуде, которое произошло год назад. Охранный крест, который священники установили перед въездом в город, помог горстке югоосетинских солдат остановить наступление вооруженной до зубов грузинской пехоты. Крест был освящен всего за несколько дней до начала войны.

"Когда грузины заново пытались штурмовать город (ВИДЕО), они три раза доходили до креста и три раза поворачивали. В переговорах по рации головные подразделения сообщали, что святые ангелы преграждали им путь при подходе к охранному кресту", – рассказывает настоятель храма отец Георгий (Урузмаг) Джиоев.

Недвусмысленный план "Чистое поле" грузинские солдаты выполняли буквально. Средняя школа №5. Сейчас это здание уже не узнать: к 1 сентября сюда завезут новые парты, учебники и спортивный инвентарь. Но год назад грузинские самолеты прицельно били по зданию школы.

"Третий этаж основного здания был разбомблен авиацией. Туда попало много снарядов", – вспоминает учитель математики Роза Цховребова.

Это особенная для осетин школа: среди ее выпускников – президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. Именно здесь во время грузинской агрессии в 1991 году погибли и похоронены десятки осетин.

"Когда в 1991 году грузины вошли, они окружили весь город и начали стрелять. Бомбили город. К кладбищу не было дороги, и мы открыли временное кладбище здесь", – рассказывает завхоз школы Славик Валиев.

Спустя 18 лет после тех событий, в августе 2008 года, грузинские танки прямой наводкой стреляли уже по могилам осетинских солдат. Школьное кладбище временным так и не стало. Спустя год здесь располагаются свежие надгробия с фотографиями молодых осетин.

Восьмилетняя Аня Кокоева когда-то посещала детский сад № 22. Здесь больше не слышен детский смех. Среди разбитых стен гуляет только ветер и бездомные собаки. А когда-то это был один из лучших детсадов Цхинвала.

"Были у нас мягкие игрушки и мячики, прыгалки. Выходили во двор, играли", – рассказывает девочка. Сейчас она играет в небольшой уцелевшей части детсада. Во время обстрела города ее бабушка с семьей находилась в подвале соседнего дома. Выйти наружу удалось лишь спустя трое суток. Единственного в районе детсада уже не было.

В единственном в Цхинвале православном храме – день крещения. Впервые после августа 2008 года здесь можно увидеть столько счастливых лиц. Большинство родителей верят, что их дети о войне узнают лишь из учебников истории Южной Осетии. И очень многие дают своим детям русские имена.