В Государственной думе выступают за отмену смертной казни в России и ратификацию 6-го протокола к Европейской конвенции по правам человека.
"Я за то, что бы ратифицировать 6-ой протокол об отмене смертной казни и выполнить обязательства России перед Советом Европы, - заявил ИТАР-ТАСС председатель думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенниников. - У нас смертная казнь не применяется и это хорошо". По мнению депутата, "негативные факторы, которые есть при наличии этой меры наказания, очевидны - это и судебная ошибка, и отсутствие влияния на криминогенную обстановку". Крашенниников подчеркнул, что "сейчас крайне важна позиция Конституционного суда, что он ответит Верховному суду и, по существу, всей стране".
В свою очередь первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий отметил, что "Россия последняя из 47 стран Совета Европы должна присоединиться к 6-му протоколу об отмене смертной казни". Он признал, что в России отношение к этому вопросу сложное и неоднозначное, особенно после терактов в Театральном центре на Дубровке, в Беслане, после взрыва жилых домов. "Но здесь речь идет о важнейшем обязательстве России перед Советом Европы, и настало, наконец, время его выполнить", - подчеркнул Слуцкий.
Такого же мнения придерживается вице-спикер Думы Владимир Жириновский. "Мы можем ратифицировать шестой протокол, поскольку смертная казнь - это самая опасная вещь", - подчеркнул лидер ЛДПР. Жириновский напомнил, что в Европе давно ее не применяют. Высшая мера наказания, отметил депутат, сохранилась лишь в отдельных штатах США, "а уподобляться в этом Корее или Китаю России нет смысла".
Глава комитета по международным делам Константин Косачев заявил, что политический аспект данного вопроса давно решен. "В России нельзя казнить преступников. Теперь необходимо урегулировать все юридические моменты", - отметил он. "Это не столько вопрос о выполнении Россией своих международных обязательств. Хотя это тоже очень важно. Это вопрос нашей человеческой морали, цивилизованного развития", - уверен Косачев.
2 февраля 1999 года Конституционный суд России ввел мораторий на смертную казнь. Он должен действовать до введения на всей территории страны суда присяжных. Единственным субъектом, где не было такой юридической практики, оставалась Чеченская Республика. С нового года присяжные появятся и там, поэтому мораторий теряет конституционную силу.
Однако дело в том, что назначение наказания в виде смертной казни вступает в противоречие с международным законодательством. В 1983 году в Страсбурге был подписан протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который отменяет смертную казнь. Россия подписала этот протокол и, хотя еще не ратифицировала его, но от участия в нем не отказалась. А в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года, государство обязано воздерживаться от действий, запрещенных нормативными актами, находящимися на стадии ратификации.
Следовательно, у судов могут возникнуть сомнения, возможно ли даже после введения судов присяжных на всей территории РФ назначение смертной казни. Для разъяснения этого вопроса пленум Верховного суда направил ходатайство в Конституционный суд.
3 ноября Конституционный суд РФ может на судейском пленуме рассмотреть вопрос о возможности применения смертной казни с 1 января 2010 года.