31 марта в Москве продолжит свою работу чрезвычайный съезд Союза кинематографистов. Основной вопрос повестки дня – будущее российской киноиндустрии. А накануне был разрешен главный спор последних трех месяцев. После двухчасового доклада Никиты Михалкова, в котором режиссер по пунктам опроверг все обвинения в свой адрес, кинодеятели выбрали нового председателя своего сообщества. Им, несмотря на намерение уйти, вновь стал Никита Михалков.
То, что делегатов съезда достаточно для кворума, было понятно сразу. В Гостиный двор съехались кинематографисты со всей страны. Больше двух тысяч членов СК.
"Когда я пришел и увидел полный зал, то количество членов Союза, которые собрались на съезд, после этого, как говорится, можно съезд и не продолжать. Потому что понятно, что основная масса членов Союза принимает этот съезд, считает его юридически обоснованным", – говорит Карен Шахназаров, генеральный директор Мосфильма.
"Самое главное – сохранить Союз целостной организацией, чтобы это была сильная организация, которая могла бы влиять на кино, делать кино", – уверен актер Михаил Пореченков.
Кинематографисты называли съезд долгожданной "перезагрузкой отношений" и объединением. Никакой агрессии, выкриков с места, как было на декабрьском съезде, который суд признал незаконным.
"Пора заканчивать все эти разборы и сделать вывод о том, что Союз будет. Без Союза кинематографисты жить не могут. Единственные два Союза, которые остались, это театральный и наш кинематографический", – считает народная артистка России Лидия Федосеева-Шукшина.
"От этого съезда я жду конструктивной работы. Требуется: выслушать Михалкова, принять решение, вот и все. А проблем – вот столько. Потому что сейчас стоит вопрос о жизни и смерти Союза кинематографистов. Поэтому я здесь", – объясняет режиссер, заслуженный деятель искусств России Владимир Хотиненко.
Сюжет чрезвычайного съезда развивался по всем драматургическим канонам. Эффектно-разоблачительное начало: "А напоследок я скажу", – напел Никита Михалков в выступлении перед членами Союза. Пауза, кульминация и не менее эффектная, хотя и предсказуемая развязка. "Тяжелый груз вы опять на меня взваливаете", – со вздохом сказал Никита Михалков после подсчета голосов.
Съезд Никита Михалков открывал двухчасовым докладом. Он давно обещал пункт за пунктом ответить на все обвинения и претензии к нему – о том, что за Киноцентр и Музей кино бился до последнего, как помогал ветеранам, хотел восстановить Дом кино. И каждый раз натыкался на непонимание коллег.
"Одна из самых главных наших побед, друзья, заключается в том, что мы сохранили, удержали наш Союз целостной организацией. Это в то время, когда рассыпалось все! Именно поэтому это сегодня один из двух оставшихся творческих союзов в стране, который вот так может собрать в одном месте столько людей, а общая численность – почти 5 тысяч членов. Мы удержали Союз от развала. И когда нас упрекают в том, что нашей деятельности не видно, что о нем ничего не слышно, меня это удивляет. Поверьте, мне кажется, что лучше, когда люди работают, и о них ничего не слышно, чем когда они ничего не делают, потому что делят имущество, и об этом знают все", – заявил собравшимся Никита Михалков.
О том, что у него самого никогда не было никаких личных финансовых отношений ни с одним членом СК, Михалков не рассказывал, а наглядно доказывал. Аудиторские документы, финансовые отчеты и счета выводились на большие плазмы.
"Единственные финансовые отношения, которые у меня есть с Союзом, и в чем я принимал непосредственное, личное участие, – это касается тех выплат и материальной помощи. Которые были сделаны нашим бедствующим товарищам из моих личных средств на сумму почти 14 миллионов рублей. Я никогда не стал бы обнародовать эти цифры. Это продлило жизнь Нонне Мордюковой, Георгию Жжёнову, Михаилу Пуговкину. Это продлило жизнь людям, которые брошены были", – рассказал Никита Михалков.
Во второй половине дня Михалков взял паузу. Со сцены говорили режиссеры, актеры, продюсеры. Повторяя, что нельзя разрушать то, что создали патриархи кино еще полвека назад. В их докладах определились 6 кандидатов на пост председателя. Но имя Михалкова звучало чаще всего.
"Мне очень понравилось какое-то духовное начало, которое исходило от него – при том, что были рассказаны драматические события, связанные может с интригами, может с несогласием, но через все это проходило духовное начало, которое превалирует у личности Михалкова", – считает народная артистка СССР Вера Васильева.
Трое кандидатов сразу вязли самоотвод – Николай Бурляев, Дмитрий Месхиев, Владимир Хотиненко. Владимира Зельдина не было в зале. Как и еще одного кандидата – Марлена Хуциева, чье избрание председателем на седьмом съезде было оспорено в суде.
"Сотни людей, членов Союза кинематографистов, которые написали заявления о своем несогласии с этим собранием, сидят дома и ждут сигнала – какого-то объединительного сигнала, что мы здесь не воюем, мы здесь объединяемся. И они, наверняка, готовы были бы прийти", – уверен Виталий Манский, режиссер-документалист.
Снова встать у руля – это решение тяжелое, скажет потом старый новый председатель. Но другого выхода в такое непростое время для Союза у него нет. В ближайшее время Михалков собирается собрать молодую команду и подготовить себе сильную и авторитетную замену.