На телеканале "Россия" впервые покажут цветную версию первого советского сериала "Семнадцать мгновений весны". Премьера – 4 мая в 21:00 по московскому времени. В 70-х, когда Татьяна Лиознова снимала свой знаменитый фильм, была цветная кинопленка, но не было цветных телевизоров. К тому же черно-белое изображение позволяло легко монтировать документальные кадры. Первая реакция режиссера на предложение "раскрасить" "Семнадцать мгновений" была категорической.
Когда Татьяне Михайловне Лиозновой предложили сделать фильм цветным, ее первая реакция была, казалось, безапелляционной: "Нет". Уговаривать режиссера было бессмысленно. Поэтому ее убеждали. Приносили короткие отрывки, показывали, как может получиться.
Начиная работу, никто, пожалуй, не думал, насколько она будет скрупулезной, до въедливости тщательной. "Очень важно было не навредить. Чтобы не ярко, деликатно. Чтобы соответствовало исторической правде, соответствовало видению Татьяны Михайловны, с которой мы много консультировались", – вспоминает исполнительный продюсер Олег Чичигин.
Минимум раз в неделю по два часа Татьяна Михайловна Лиознова отсматривала все, что делалось. Каждый кадр, каждый поворот головы, каждый изгиб губ, который в цвете мог изменить эмоцию, повлиять на актерскую работу. "Для нее очень важен был цвет глаз, цвет лица. Масса была вариантов. Мы предлагали по 7-8 вариантов. Она говорила: здесь было морозно, так что давайте сделаем чуть более красные щеки", – рассказывает продюсер Глеб Шагун.
И делали. По кадру. 577 человек вырисовывали каждую деталь. Вручную. С бережностью, которая возможна, только когда люди понимают: этот фильм – часть истории страны, часть национального характера.
Когда отсканировали эталонную пленку, стало видно, что почти 20% изображения зрители не видели – оно уходило за границы телеэкранов. Сейчас фильм – в своем исходном формате, отреставрирован и переозвучен. Теперь можно услышать, как шелестит плащ, как скрипит калитка, какие звуки были в доме Штирлица. В сцене, которая звучала только голосом Копеляна, теперь заговорил Гитлер. Нашли его речь, которую озвучил немецкий актер. И в бункере фюрера теперь его голос, шаги из угла в угол, шуршат карандаши стенографисток.
Реставрация открыла нюансы, не читавшиеся на черно-белой пленке. Актеры сыграли тогда больше, чем могла уловить аппаратура. Никто раньше не видел, как слезы проступают на глазах немецкого генерала, когда тот произносит: "Будь проклята любая демократия в нашем рейхе". "Понимаем, что люди будут смотреть фильм под лупой у телевизора, всматриваться", – говорит Глеб Шагун.
Достоверность. Историческая точность. Как выглядели города, кирпичная кладка, панель "Мерседеса", форма, награды. Все проверялось, прорисовывалось с документальной идентичностью. Пять историков работали с творческой группой. Их знания сводились в одно с тем, что происходило на съемочной площадке 37 лет назад. "Цвет пальто у главной героини. По нашим тестам получалось, что пальто было красное, а Татьяна Михайловна говорит, что пальто было темно-вишневое", – рассказывает Шагун.
"Я на съемочной площадке вновь. Поразительно", – констатирует Лиознова. Вряд ли надо что-то комментировать. Достаточно увидеть, как смотрели на экран те, кто создавал этот фильм. "Великолепная работа. Все в зале аплодировали", – отмечает заслуженная артистка России Элеонора Шашкова.
Единственное содержательное изменение в фильме – титры. Впервые зрители увидят настоящие фамилии консультантов из КГБ, работавших со съемочной группой и назначенных лично Андроповым.