Вот уже несколько месяцев мировая экономика испытает тяжелейший за последние десятилетия экономический кризис. Причем впервые в истории экономический спад одновременно происходит как в высокоразвитых западных странах, так и в государствах с развивающейся экономикой. Чтобы определить пути спасения мировой экономики, 2 апреля в столице Великобритании соберутся лидеры и главы правительств 20 государств, на которые приходится 85% мирового ВВП - так называемой G-20, "Большой двадцатки".
Как утверждает в понедельник лондонская газета The Financial Times, организаторы форума уже имеют на руках проект коммюнике по итогам встречи "группы двадцатки". Согласно этому документу, участники G-20 намерены заявить о многих вещах, в том числе о готовности противостоять протекционизму, завершить переговоры в рамках Дохийского раунда, ужесточить надзор за финансовыми рынками, принять меры для предотвращения повторения аналогичного кризиса в будущем.
При этом они не будут брать на себя дополнительных обязательств, выраженных в цифрах, в отношении увеличения объемов финансового стимулирования экономики.
Между тем, многие эксперты довольно скептически относятся к предстоящему в Лондоне саммиту, называя его большей частью декларативным. У участников G-20 слишком разное видение, как самого кризиса, так и выхода из него, считает руководитель отдела информации анализа мировых рынков ИК "Финам" Михаил Аристакесян. По его словам, англосаксы, в первую очередь США и Великобритания, уверены, что сейчас необходимо больше помогать банкам.
"Вторая позиция – это континентальная Европа, которая больше упирает на изменение регулирования финансового сектора, в том числе его ужесточения, - рассказал эксперт. - И, наконец, третья группа участников – это развивающиеся страны, в первую очередь Россия и Китай, которые больше упор делают на создание новой резервной валюты".
И хотя идея создать новую резервную валюту широко обсуждается накануне лондонского саммита, мало кто верит, что она появится в ближайшее время.
С точки зрения старшего экономиста "Тройки Диалог" Антона Струченевского, в ней пока вообще нет необходимости. "Я не очень понимаю эту идею, потому что по сути, если речь идет о какой-то мультивалютной корзине, то существует такая вещь, как специальные права заимствования (SDR, квазивалюта, используемая в расчетах международным валютным фондом). Любой центральный банк может его самостоятельно собрать и получить эквивалент SDR", - уверен эксперт.
Одобряет инициативу Москвы о введении новой резервной валюты заместитель гендиректора Центра политических технологий Сергей Михеев. Однако эксперт полагает, американцы этого не допустят. "Отказ от доллара может окончательно обрушить экономику США. Для Обамы это будет крахом, да и для всей американской элиты это будет большим серьезным поражением. Как в свое время было большой победой навязывание всему миру долларизации экономики", - заявил Михеев.
По мнению Струченевского, основной темой предстоящей встречи "Большой двадцатки" в Лондоне должна стать координация макроэкономической политики, которая позволила бы избежать и минимизировать риски раздувания финансовых "пузырей" во всем мире: "По сути, последние несколько лет и ФРС, и Европейский центральный банк, и Банк Англии и ЦБ Японии проводили стимулирующую денежную кредитную политику, в которую развивающийся мир был вовлечен, потому что финансовых границ практически нет. В связи с этим, и России также волей-неволей пришлось проводить стимулирующую кредитную политику".
А вот Аристакесян не ждет от саммита ничего, кроме красивых слов: "Думаю, какие-то декларации получим. Возможно, о борьбе с оффшорами, о необходимости глобального регулирования, ужесточении надзора за высокорисковаными операциями. Итог будет больше декларативный", - заключает эксперт.
По мнению Сергея Михеева, западная экономика находится в глубоком кризисе, а, находясь в кризисе, достаточно сложно удерживать мировое лидерство и в экономическом и в политическом плане. "Практически это конференция Запада о том, как им удержать управление миром", - уверен политолог. - "Основная интрига будет в столкновении американского и европейского подхода. Американцы всех призывают вкладывать огромные деньги в частный сектор для того, чтобы оживить спрос, а европейцы выступают за большее регулирование. В этом смысле наша позиция ближе к европейской", - сказал Михеев.