На этой неделе состоялся визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в Россию. Одним из пунктов программы стало посещение Казани.
Как это бывает и с чем это едят – Хиллари Клинтон узнала по прилету. В аэропорту ей подносят привычные хлеб-соль и удивительное национальное блюдо чак-чак. Далее – за пищей для ума.
Гостью ведут в главную мечеть республики – Кул-Шариф. В молельном зале читают никах. Переводчики объясняют: это обряд венчания. Клинтон поначалу немного растеряна, но быстро находится и поздравляет новобрачных.
Далее – небольшая экскурсия. Ей объясняют: люстры – чешские, ковры – иранские, роспись – национальная, сделанная местными мастерами. Ориентация на Мекку вычислена с точностью до сотой доли секунды. Америка тоже не осталась в стороне. Правда, гостья об этом не догадывалась.
"Она была очень удивлена тому, что десять граждан Америки участвовали в строительстве, они записаны в наших книгах", – пояснил имам мечети Кул Шариф Рамиль Хазрат Юнусов.
В двухстах метрах от Кул-Шариф – Благовещенский собор. До его куполов отсюда рукой подать. Казанский Кремль , по сути, яркий пример того, как две религии буквально спелись: по пятницам над его территорией разносится азан, по воскресеньям – колокольный звон.
Благовещенский собор возвели в XVI веке. После революции он превратился в архив. Указ о его реставрации был отдан в один день с указом о строительстве мечети. Специально к визиту госсекретаря, сюда доставили икону Казанской Божьей матери. Она долго была эмигранткой, в том числе и в Америке. За ее возвращением на родину из Ватикана четыре года назад следил весь христианский мир. Но американский, видимо, не так пристально. В разговоре с президентом республики Клинтон не скрывает: она впечатлена настолько, что готова брать мастер-класс. "Я много езжу по миру по поручениям президента Обамы. И я буду звонить вам, мистер президент, потому что вы можете своим советом многое дать не только для России и Татарстана, но и вообще всем людям, которые хотят жить в мире", – сказала Хиллари Клинтон
Впрочем, возникла в беседе и еще одна тема, о которой даже в России не все догадываются. Дело в том, что речевку предвыборной кампании Обамы Yes we can! в Казани считают не более чем калькой, переводом лозунга, который в Татарстане выдвинули еще шесть лет назад: "Мы можем, у нас получится!".
"Как она говорит, у нас же тоже сейчас очень распространен такой лозунг и призыв. Она пошутила, говорит: "Когда это у вас появилось?" Я говорю: "Лет шесть тому назад". Ну значит, оказывается, говорит, мы это у вас взяли", – смеется президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев.
А у Хиллари Клинтон дальше был Казанский университет – один из старейших в России. Самый знаменитый его студент – Владимир Ульянов. Перед входом в главное здание – единственный в России памятник не вождю мирового пролетариата, а Ленину-студенту. С молодыми преподавателями Клинтон говорит о программах по обмену студентами. Хорошо бы их развивать. Впрочем, кому у кого еще надо поучиться, теперь вопрос. У госсекретаря теперь масса пищи для размышлений.