Госсекретарь США Хиллари Клинтон завершает свой визит в Россию. Позади встречи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и президентом России Дмитрием Медведевым. Основных тем переговоров было три - ПРО, СНВ и Иран.
Противоракетная оборона
Российской стороне важно было узнать, какой будет новая конфигурация американской ПРО - от этого в немалой степени зависит динамика переговоров по СНВ и то, насколько быстро новое соглашение будет подписано. Что касается Ирана, то Штаты, в лице госсекретаря, хотели увериться в общности взглядов обеих стран на эту проблему.
Госсекретарь США в целом косвенно подтвердила то, о чем ранее в интервью Вестям.Ru сказал заведующий отделом по нераспространению и ограничению вооружений ИМЭМО РАН Александр Пикаев: у США в настоящее время нет конкретных планов по размещению ПРО где бы то ни было. Появившуюся в преддверие визита информацию о том, что американская система противоракетной обороны может быть размещена где-то на Кавказе, например, в Грузии, госсекретарь решительно опровергла. В то же время госпожа Клинтон не один раз заявляла о том, что Штатам и России необходима совместная ПРО.
"У меня нет никакой причины думать, что что-либо будет размещено на территории Грузии. Я знаю, что это очень беспокоит РФ. Вот почему нам хочется снять эту озабоченность. Нам хочется иметь совместную программу противоракетной обороны, которая будет защищать и наш народ, и ваш народ и наших европейских друзей и союзников. И создать как можно более обширную систему ПРО, которая будет оберегать нас от ракет средней и малой дальности. Окончательного решения мы еще не приняли, но мы изменили то, что мы делаем. Потому что мы считаем, что это гораздо больше отражает те реальные угрозы, которые стоят перед нами”, - заявила Клинтон в интервью "Эху Москвы".
Стратегические наступательные вооружения
Что касается СНВ, налицо стремление американской стороны заключить новый договор о стратегических наступательных вооружениях к моменту истечения старого – то есть, к 5 декабря. В своих выступлениях по итогам встреч с Сергеем Лавровым и Дмитрием Медведевым Хиллари Клинтон подчеркнула, что договор следует заключить именно к 5 декабря. Такая решимость на фоне заявлений экспертов, в частности, того же Александра Пикаева, о том, что времени на нынешние переговоры по СНВ отпущено очень мало, немного удивляет, хотя не может не радовать. Можно даже отметить, что новое соглашение по СНВ, судя по высказываниям Клинтон, является в настоящий момент приоритетным для Штатов.
"Мы надеемся, что мы завершим нашу работу с этим договором к 5 декабря, - подчеркнула Клинтон. - Такова наша цель. Потому что нынешнее соглашение истекает 5 декабря. И поэтому мы хотим новый договор, который заменит старый. И меня очень обнадежило то, что сказал президент Медведев вчера: "Давайте сделаем это". Он сказал: "Наши переговорщики должны поехать в Женеву, их надо запереть в комнате, пусть они там переговариваются и завершат работу". Я сказала: “Ладно, пусть они начинают паковать свои чемоданы".
Иран
Слова Дмитрия Медведева, ставшие для Америки во многом ключевыми, о том, что “иногда санкции и давление неизбежны", не взяты назад, что Хиллари Клинтон не преминула отметить с удовлетворением.
"Во время Генеральной ассамблеи ООН я была на встрече с министром Лавровым, министром Янгом из Китая, равно как и нашими другими коллегами. И мы договорились о решительном заявлении, в котором было сказано, что международное сообщество ожидает от Ирана выполнения своих обязательств и обязанностей. И мы там сказали, что хотим заниматься дипломатией, но это может не сработать. Мы предпочитаем это, но, как сказал президент Медведев, иногда санкции и давление неизбежны. Мы пытаемся работать таким путем", - цитирует Клинтон ИТАР-ТАСС.
Ясно, что с санкциями по Ирану ни Россия, ни даже Америка спешить не намерены: "Иран демонстрирует желание идти на переговоры. Переговоры начнутся в конце этого месяца. Иран пошел и на ряд других уступок. Очевидно также некоторое сближение между США и Ираном по целому ряду вопросов, - рассказал ранее в интервью Вестям.Ru упоминавшийся выше Александр Пикаев. - Сейчас, наверное, России не нужно следовать политике той же Франции или Великобритании, которые очень агрессивно требуют новых санкций. Нужно посмотреть, как пойдут переговоры, и уже в зависимости от их хода принимать какие-то решения. Даже американцы говорят, что надо подождать до декабря. Но скорее всего, речь пойдет даже не о декабре, а о каких-то более поздних сроках. Но, конечно, позиция Ирана здесь является определяющей. Главное, чтобы Иран проявлял гибкость и делал встречные шаги".