Руководитель аппарата правительства, заместитель председателя правительства Сергей Собянин рассказал "Вестям" о работе секции "Социальная ответственность современного государства как фактор глобальной стабильности".
- Сергей Семенович, здравствуйте.
- Добрый день.
- Сергей Семенович, от вашего выступления, от работы этой секции все ждали ответа на главный вопрос, который происходит из названия. Что такое современное государство, и какие функции оно должно брать на себя в социальной политике?
- Действительно, вопросы социальной политики государства являются важнейшими вопросам любого государства. Тем более – в условиях кризиса. Поэтому участники дискуссии не могли не затронуть не только глобальные вызовы или историю социального государства, но и коснулись напрямую вопросов, которые связаны с сегодняшним кризисом. Кто отвечает за него? Какова ответственность бизнеса? Какова ответственность государства? Какова ответственность общества? Конечно, эти вопросы не могут сегодня не волновать людей. Не могут не волновать участников конференции. Но, как мне кажется, кризисы проходят, а жизнь продолжается. Поэтому, говоря о социальной ответственности государства и социальной политике, все-таки государства должны свою политику выстраивать так, чтобы ее социальная политика была направлена не столько на стабилизацию или на сохранение существующего порядка или существующего уровня, сколько на развитие. А развитие невозможно без развития человеческого капитала, без развития способностей человека, без сохранения его здоровья, без духовного состояния человека. И насколько развит будет этот капитал, насколько динамично он будет развиваться, настолько и зависит, собственно, и развитие любого государства, его конкурентоспособности.
- Сегодня говорили о том, что этот капитал находится не в лучшем состоянии. Более того, человеческому капиталу в России грозит даже деградация. И такие мнения были высказаны.
- Я не думаю, что в России человеческому капиталу грозит деградация. Но, если мы ничего не будем делать и будем пожинать лавры, сидеть на месте и гордиться своим образованием, наукой, здравоохранением, и при этом не будем видеть, куда развивается мир, куда развиваются технологии, как развивается образование, не будем этим заниматься ежедневно, то, несомненно, такая угроза существует.
- Тем более, что наша наука, здравоохранение и так далее, все развивается инерционно в последние годы. Это тоже было отмечено.
- Абсолютно правильно., что в любой из этих сфер более чем достаточно задач. Но надо посмотреть и на то, что происходит в мире. И в той же Америке сегодня одна из дискуссий разворачивается по поводу внедрения обязательного медицинского страхования. Вот реформа здравоохранения, это, собственно, о чем там идет дискуссия? О том, чтобы распространить обязательное медицинское страхование на всех граждан. Это то, что в России уже давно сделано и не подвергается никаким дискуссиям, то в Соединенных Штатах, богатой стране, разворачивается дискуссия на эту тему. Поэтому, у каждой страны есть свои проблемы, свои недостатки. Но нам, что важно? Важно то, что развивать собственную экономику, развивать собственную социальную сферу, не оглядываясь назад, пытаться внедрять в эти системы – здравоохранение, образование, социальную защиту – самое лучшее, самое передовое, что есть в мире. Более того, быть новаторами в этой политике.
- Государство все-таки должно сохранить свое присутствие в социальной политике, усилить ее или, наоборот, переложить часть ответственности на бизнес. По этому поводу шла оживленная дискуссия во все время кризиса. А сейчас мы заглядываем уже в послекризисное будущее.
- Вы знаете, всегда перед государством стоит вопрос: "А сколько, собственно, денег нужно на социальную политику? Каковы ресурсы, которые необходимо истратить?". Но ничего бесплатного в мире нет, и в государстве – тоже. Это значит, что эти ресурсы государство должно изъять у этих же людей, у бизнеса, для того чтобы потом ответственно этими ресурсами распорядиться. И это, конечно, серьезный выбор. Решение должно быть оптимальным. Мы должны перераспределять столько ресурсов, чтобы не нарушить развитие экономики. Не сделать так, что остановится развитие инфраструктуры, с одной стороны. С другой стороны, мы должны изъять столько ресурсов и направить на социальную политику, для того чтобы человек чувствовал себя защищенным, для того чтобы он мог учиться, мог обеспечить себе необходимый уровень здоровья, жилищные условия и так далее, и тому подобное. Это сложный вопрос. Но мне кажется, в России на него сегодня даны ответы. И необходимые ресурсы есть. Второй вопрос – как эффективно ими распорядиться, насколько профессионально ими сегодня управляет. Это тот вопрос, над которым правительство постоянно работает.
- Здесь было высказано очень интересное мнение. Каким образом вести контроль за этими ресурсами? То ли репрессивными, то ли наоборот, демократическими?
- Ну, я думаю, что и тем и другим, на самом деле. Но самое главное – это вопрос структурных реформ. Невозможно ни репрессивными методами управлять, ни процессами, ни стоя на митинге. Нужно построить такую систему, которая сама бы была по себе уже эффективной. Если ресурсами управляет чиновник, и от него зависит, получите вы сегодня какую-то услугу в области образования или здравоохранения или нет, то такая система не будет работать, сколько бы ни строжили ее. С другой стороны, если вы сами являетесь главным заказчиком этой услуги, и от того, какую вы услугу и насколько качественную получили, получат, соответственно и деньги, и ресурсы, пи ремии те, кто вам оказывает эту услугу, тогда все будет нормально. Тогда вы сами будете контролировать, и от вашего желания будет исходить: получат эти ресурсы то или иное учреждение, или нет. Вот такие системы, мне кажется, наиболее эффективны. То есть, главным звеном во всей этой реформе должен быть человек. Все ресурсы должны пройти через него. Он должен быть главным во всем этом.
- Я все-таки уточню. "Эти ресурсы" – это сколько ресурсов? Какой процент ВВП должен направляться на социальную политику, какая цифра для России сегодня выглядит желаемой?
- Ну вот, смотрите. Мы сегодня в целом изымаем в бюджетную сферу около 30 процентов ВВП, в целом, и из них 65 процентов отправляем на социальную сферу. Это только в федеральном бюджете. А в региональных бюджетах на социальную сферу отправляется до 80 процентов бюджета. То есть, можно сказать, что большая часть ресурсов, которые саккумулированы государством, отправляется именно в социальную сферу. Собственно, это главная его функция. Так и должно быть.
- Так должно быть, вы считаете?
- Абсолютно. Потому что, остальные ресурсы направляются на инфраструктуру и на безопасность, Важно, конечно сбалансирует эти вопросы. Но то, что сегодня есть в России, мне кажется, оптимально. Я бы предостерег тех, которые говорят, что надо еще больше изъять из бизнеса, повысить налоги в полтора-два раза. Это, по-моему, путь в никуда. Мы просто угробим экономику, остановим развитие. Сегодня это тот уровень, который сегодня государство может себе позволить. Главное – чтобы этими деньгами правильно распоряжаться.
- Сергей Семенович, что должно стимулировать инновационный прорыв в России, который был заявлен год назад и не состоялся по разным причинам?
- Ну, я думаю, что отчасти помешал этому кризис. Потому что та стратегия, которая была заявлена и те основные направления деятельности правительства, они, конечно, были сформированы именно на прорыв, на инновационный прорыв. К сожалению, ситуация резко осложнилась в экономике. И мы сегодня главные ресурсы, те, которые сегодня имеет правительство, направляем именно на преодоление кризиса. И в том числе, мы не отказались от задачи повышения пенсий гражданам, укрепления пенсионной системы. И мы считаем, что это тоже чрезвычайно важно. Но, тем не менее, это никоим образом не снимает задачу модернизации и развития инновационной экономики. Без этого у нас нет будущего. И очень правильно, что президент сегодня акцентирует на этих вопросах внимание. Это абсолютно правильно. И сегодня мы должны в любом случае изыскивать не только финансовые, но и организационные, управленческие ресурсы, чтобы двигаться в этом направлении.
- Идеологические, наверное, тоже?
- Это очень важно, чтобы все понимали, что именно здесь главное направление удара, здесь главное направление деятельности. Если вот общее понимание этой задачи будет в обществе, мне кажется, что эти задачи гораздо проще будет решать.
- А может, нам нужен сильный соперник, как СССР и США были в свое время?
- Я сегодня говорил об этом. На самом деле, вот в том, что мы живем в мирное время, что у нас нет жесткого военного противостояния, оно как-то нас успокаивает несколько. И вот эта успокоенность, она достаточно опасна. Опасна с точки зрения того, что мы не чувствуем вот того края, за который нельзя переходить. Мы не чувствуем необходимой динамики развития. А это, конечно, опасно, с точки зрения конкурентоспособности государства. А конкурентоспособность для России – это, собственно, выживание государства. Поэтому мы должны эту ответственность всегда чувствовать и понимать.
- Я благодарю вас, Сергей Семенович, за то, что сегодня к нам подошли.