В Псковской области сегодня простились с Саввой Ямщиковым. Похоронили знаменитого реставратора, искусствоведа и художника там, где он завещал, – на маленьком кладбище возле храма в Пушкинских горах.
Десятки ступеней не вершину холма многим казались непреодолимой преградой. Ведь церемония прощания собрала людей главным образом немолодых, проделавших долгий путь из разных городов страны. И только войдя под своды храма, в котором февральской ночью 1837-го стоял гроб с телом Пушкина, каждый испытал облегчение, и стало ясно, почему Савва Ямщиков распорядился похоронить себя именно так.
"Вчера была гражданская панихида, и я не мог слез удержать, рыдала душа, – рассказывает Игорь Гаврюшкин, советник губернатора Псковской области по культуре. – Но как только мы приехали сюда, в монастырь, все успокоилось. Как он обрел покой, и у меня внутри все на место встало".
К мысли о смерти близкого человека привыкнуть невозможно. Какие тому объяснения – возраст, болезнь, сумасшедший темп жизни – не находи. Максим Шостакович с Саввой Ямщиковым был неразлучен десятки лет, и потеряв друга почувствовал, как оборвалась его собственная жизнь. "Мы потеряли огромного человека, потрясающего писателя. Это совершенно невосполнимая потеря, – говорит дирижер. – И хочется обратиться к молодежи, чтобы молодые люди, так же, как и Савва, были на страже искусства, чтобы они так же ценили достояние российское".
Защитник изящных искусств – так говорят о Ямщикове те, кто знал его не очень близко. А он ценил искусство любое, в том числе искусство владения коньком и клюшкой. Он даже звезд балета подсадил на хоккей, навсегда заразив спартаковским духом.
"Он был болельщиком "Спартака", нашей любимой команды, включая и Володю Васильева, известного нашего артиста Большого театра. И вот на этой почве, наверное, мы в первый раз, где-то более 50 лет назад познакомились. До последних дней дружили", – рассказал Вячеслав Старшинов, президент ХК "Спартак" (Москва).
Знаток и реставратор икон, человек глубоко воцерковленный, в быту Савва Ямщиков был душа компании и бузотер, знавший толк в дружеском застолье. Этот сплав – дон-кихотства и д'артаньянства – до последних дней давал ему силы держать оборону, спасая от уничтожения самое дорогое – Псков, Кижи, Пушкинские горы.
"Савва Ямщиков был одним из тех людей, которые не просто служили этому месту около 40 лет, именно этому, заповеднику пушкинскому, но и одним из тех, кто в трудную минуту всегда приходил на помощь, и как бы это ни было неисполнимо трудно и тяжело, всегда вставал на защиту пушкинской земли. И последние несколько лет все, что делал Савва Васильевич Ямщиков, было направлено на то, чтобы земли оставались общественными, чтобы они принадлежали всем нам", – сказал Георгий Василевич, директор Государственного мемориального музея-заповедника А.С. Пушкина "Михайловское".
"Савва был великий воин, великий патриот. И сейчас без него такая колоссальная брешь, потому что он столько делал. Он так держал оборону против сегодняшнего могучего наезда на культуру, на историю, на память", – говорит Юрий Назаров, народный артист России.
Савву Ямщикова похоронили сегодня на маленьком кладбище в Ворониче, рядом с могилой хранителя пушкинского музея-заповедника Семена Гейченко. Так исполнили волю человека, который наивысшей честью для себя полагал обрести покой именно в этом уединенном уголке России.