Покушение на президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова связывают с деятельностью экстремистов на Северном Кавказе. Эту версию выдвигают силовые структуры, расследующие дело о подрыве кортежа президента республики. Его активное противодействие боевикам могло стать мотивом преступления. Сейчас Юнус-бек Евкуров находится в больнице в Назрани. Ему сделана операция. По словам врачей, жизнь ингушского президента вне опасности.
Развороченный автомобиль президента и почти полностью уничтоженная машина, в которой находилась взрывчатка. Взрыв прогремел, когда кортеж миновал бомбу на колесах, возможно, преступник таранил колонну. Пока еще это трудно выяснить – слишком сильны повреждения автомобилей. По одной из версий, внутри заминированной машины находился террорист-смертник, сообщил представитель СКП Владимир Маркин. "Сработало взрывное устройство мощностью около 70 килограммов в тротиловом эквиваленте. По предварительным данным, оно было заложено в припаркованном у обочины автомобиле иностранного производства, в котором мог находиться террорист-смертник. В результате взрыва один человек погиб, трое получили ранения различной степени тяжести, в том числе президент республики Ингушетия Юнус-бек Евкуров", – рассказал Владимир Маркин.
Первоначальные сообщения о гибели нескольких человек были опровергнуты. Известно, что убит водитель президента, трое охранников ранены. Источники в Ингушетии опровергают и сведения о гибели брата Юнус-бека Евкурова Увайса. Он тоже ранен и находится в больнице. Сам президент был экстренно доставлен в госпиталь в Назрани и прооперирован. Врачи почти сразу были уверены: будет жить. "У президента состояние средней тяжести, – рассказал пресс-секретарь Евкурова Калой Ахильгов. – В настоящее время его подняли на пятый этаж в операционную, и он находится на операционном столе. Врачи говорят о том, что президент будет жив. Медики оценили его состояние как средней тяжести".
Еще через некоторое время медики сообщили, что операция завершена, жизнь пациента вне опасности. На месте преступления тем временем уже шел сбор улик. В Ингушетию вылетели эксперты из Москвы, а главы ФСБ и МВД прибыли на доклад к Дмитрию Медведеву. Руководитель Федеральной службы безопасности Александр Бортников говорил о возможных мотивах покушения: "Активность со стороны ингушской милиции и чеченской милиции, которые проводили совместные операции, практически загнали бандитов в труднодоступные районы Ингушетии и Чечни. И, естественно, бандподполье стало активно противодействовать и огрызаться. Скорее всего, вот это действо, которое сегодня произошло, является попыткой повлиять на ситуацию, дестабилизировать ситуацию, поскольку неоднократные угрозы со стороны бандподполья в адрес Евкурова звучали. Полагаю, что это является следствием ответных действий бандитов".
Этого же мнения придерживается и Дмитрий Медведев. Дав поручения силовикам и выслав в Ингушетию полпреда, он говорил о противостоянии экстремистов и власти. "Мы с вами недавно проводили совещание на эту тему в Махачкале. Я приезжал тогда в Ингушетию и разговаривал с президентом. Действительно, за последнее время было сделано лично президентом Ингушетии много для того, чтобы навести порядок, а с другой стороны, выстроить гражданский мир в республике. Эта активность не нравится бандитам, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – Конечно, все, что произошло, – это следствие укрепления позиций руководства и усиления работы по всем направлениям. В этой ситуации нельзя расслабляться, дайте указания всем подведомственным структурам, как МВД, так и ФСБ, о том, чтобы они держали ситуацию под контролем".
Юнус-бек Евкуров едва только заступил на пост президента и тут же объявил войну боевикам. Так что он был и остается их главной целью практически с момента его назначения осенью прошлого года. Его антикоррупционные и порой резкие меры – увольнения чиновников, сотрудников своей администрации – все это помогло приобрести довольно много врагов. Евкурова считают человеком, который не принадлежит ни к одному из кланов в республике. То есть он оказался достаточно независим и неподконтролен местным авторитетам, а значит неугоден. Хотя в народе именно в этой связи на него возложили большие надежды. Начав наступление на боевиков, он одновременно пытался примирить власть и оппозицию, которая переживала не лучшие времена в период правления Мурата Зязикова. Новые порядки в республике, возможно, понравились не всем, соглашается первый зампреда комитета по безопасности ГД РФ Михаил Гришанков, который, впрочем, тоже видит во всем экстремистский след. "Не хотят они жить мирно, и боевики, которые, к сожалению, там тоже есть. Количество я не могу сказать. Они стараются сделать все, чтобы дестабилизировать ситуацию. Уверен, что президент Ингушетии после выздоровления продолжит те действия, которые он начал. И я считаю, что мы все должны его поддержать", – заявил Михаил Гришанков.
Гонения на бандподполье в Ингушетии не осталось безответным. Именно с ужесточением борьбы многие связывают последние громкие преступления: поджоги районных администраций, убийство бывшего вице-премьера Башира Аушева, расстрел в центре Назрани зампреда Верховного Суда Азы Газгереевой. Тогда же сам Евкуров выступал с заявлением, говоря, что уже известно, кто стоит за все этим: "То, что совершено, понятно, что эта акция давно планировалась преступниками. И сегодня с учетом найденных гильз на месте происшествия, отпечатков и всего остального, мы очертили круг подозреваемых и по ранее совершенным преступлениям уже вышли на ту бандгруппу, которая это совершила".
Президент Ингушетии стал, по всей видимости, главной целью в этой череде покушений. Кстати неподалеку от места взрыва пять лет назад был совершен аналогичный теракт. Тогда боевики тоже пытались уничтожить президентский кортеж. В машине находился предшественник Евкурова Мурат Зязиков. Должность президента Ингушетии была и остается опасной работой.