Итоги года с Дмитрием Медведевым. Заявления президента

Дмитрий Медведев подвел итоги уходящего года в интервью трем телеканалам
Дмитрий Медведев подвел итоги уходящего года в интервью трем телеканалам
Дмитрий Медведев подвел итоги уходящего года в интервью трем телеканалам
Дмитрий Медведев подвел итоги уходящего года в интервью трем телеканалам
Дмитрий Медведев подвел итоги уходящего года в интервью трем телеканалам
Дмитрий Медведев подвел итоги уходящего года в интервью трем телеканалам
Вести.Ru публикуют основные заявления президента России Дмитрия Медведева, которые он сделал в интервью трем российским телеканалам. Журналисты задавали президенту вопросы о важнейших событиях уходящего года.

Вести.Ru публикуют основные заявления президента России Дмитрия Медведева, которые он сделал в интервью трем российским телеканалам. Заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Киселев, заместитель гендиректора Первого канала Кирилл Клейменов и заместитель гендиректора НТВ Татьяна Миткова задавали президенту вопросы о важнейших событиях уходящего года.

Интервью Дмитрия Медведева. Полная версия

Интервью Дмитрия Медведева. ВИДЕО


О войне на Кавказе

Одним из главных событий 2008 года стало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Дмитрий Медведев рассказал, как принималось решение отправить военных на защиту российских граждан в республике. "Эта картина останется теперь со мной на всю жизнь, – признался президент. – Такие вещи для любого человека врезаются в память настолько, что остаются навсегда". Медведев восстановил хронологию тех дней: "Где-то в районе часа ночи мне позвонил министр обороны Сердюков и сказал, что, по их информации, Грузия объявила войну Южной Осетии. Но каких-то движений ещё не было. Я сказал ему, чтобы они наблюдали за ситуацией, смотрели за развитием событий и регулярно докладывали, что и происходило в течение, по сути, нескольких часов. Каждые полчаса он звонил мне и говорил о том, что происходит: в какой момент появились танки, в какой момент появились другие технические средства, на которых передвигались грузинские войска. В конечном счёте, до какой-то поры у нас ещё оставались надежды на то, что это всё-таки некая провокация, которая не будет доведена до конца. Но в тот момент, когда реально заработали ракетные орудия, начали стрелять танки, и мне было доложено о гибели наших граждан, в том числе миротворцев, я ни минуты не колебался и отдал приказ на поражение и ответные действия".

"Естественно, что при принятии такого решения приходится взвешивать все последствия, в том числе и необратимый характер такого рода приказов. Повернуть до какой-то поры можно, но после принятия решения уже возврата к прежней ситуации нет и быть не может. Я, естественно, это тоже понимал и надеялся всё-таки на то, что здравый смысл победит. К сожалению, этого не произошло. Грузинское руководство развязало полномасштабную кровопролитную войну с близким народом. Нами были приняты все необходимые меры. Я считаю, что в целом военная кампания, которая продолжалась всего пять суток, показала и эффективность наших ответных мер, и силу российского оружия, и силу духа наших граждан, наших воинов. Они смогли с минимальными издержками нанести военной машине Грузии полный и, по сути, невосстановимый урон", – продолжил президент. Он добавил, что в результате этих действий был восстановлен мир на Кавказе, взяты под защиту тысячи людей. "Я считаю, что мы не могли поступить иначе. И последующее развитие событий доказало правоту принятого решения", – заключил Медведев.

Об экономическом кризисе

Журналистов интересовало мнение президента и о другой острой теме последних месяцев – глобальном экономическом кризисе. По словам Медведева, Россия была готова к такому развитию событий. "Кризис накрыл всю планету и работает весьма жёстко. Мы понимали, что такое развитие событий возможно. У нас всё-таки за последние годы было сделано многое для того, чтобы укрепить экономику страны, развить социальную сферу", – сказал президент. Он напомнил, что золотовалютные резервы России – третьи в мире, и "это создаёт нам всё-таки довольно приличную подушку безопасности, прочность нашей экономике, нашей финансовой системе, валютной системе". Однако все это не смогло избежать удара, "потому что, когда одномоментно прекращается финансирование, когда закрывается огромное количество иностранных кредитных позиций (а у нас экономика рыночная, у нас большинство компаний кредитуются не только в стране, но и за границей), это не может не отразиться на общей ситуации". Но то, что было "сделано за последние восемь лет, не прошло даром", считает Медведев.

В условиях кризиса власть должна быть не просто со внимание относиться к своим гражданам, а "должна быть в постоянном контакте с населением страны и должна быстро принимать эффективные решения". "На мой взгляд, мы, естественно, на этом кризисе можем что-то потерять: темпы роста, развитие реального производства, которое напланировали. Кризис есть кризис. Но мы ни в коем случае не должны потерять ни одно из социальных завоеваний, которые были совершены в последние годы", – заявил Медведев. "Мы не должны потерять ничего из того, что было сделано в поддержку социального сектора. Я имею в виду и уровень заработной платы, и уровень реальных доходов граждан, уровень пенсионных накоплений. И, наверное, это самая главная, святая обязанность руководства страны в этот период – заниматься социальной поддержкой граждан нашей страны. Вот это главное. Важнее нет ничего", – добавил он.

О деноминации и дефолте

Президент категорически отверг возможность дефолта. "Нет поводов для каких-то абсолютно драматических выводов или тем более истерик, нет оснований полагать, что нам нужно будет предпринимать какие-то радикальные меры", – отметил президент, отвечая на вопрос ожидать ли гражданам России дефолта. "Россия способна платить по своим долгам, и объём внутреннего долга у нас такой, что никакого дефолта быть не может, никакой деноминации мы тоже не предполагаем, это абсолютно бессмысленная вещь", – подчеркнул он.

"Что касается курса рубля, то он должен быть эффективным, и он должен соответствовать реальному состоянию нашей экономики. То есть мы должны его поддерживать в определённых границах, но в то же время этот курс должен быть, может быть, чуть более гибким, чем это было последнее время, с тем чтобы не создавать внутриэкономических проблем. Но всё, что ни будет делаться, будет делаться открыто", – заявил глава государства. По его словам, государство будет вести предсказуемую экономическую политику, чтобы не повторилось ситуации 1998 года, "когда какие-то решения были приняты, а на следующее утро все проснулись ограбленными, почувствовали, что они потеряли очень и очень сильно".

О внешней политике России

Медведев поделился своими соображениями и по вопросам международной политики. Он рассказал, какими средствами, по его мнению, необходимо обеспечивать интересы страны на международной арене.

"Интересы России должны обеспечиваться всеми доступными средствами, это моё глубокое убеждение. Прежде всего, международно-правовыми средствами, в рамках международных институтов, таких как Организация Объединённых Наций, региональные структуры, в которых мы принимаем участие. Но в необходимых случаях – и за счёт силовой компоненты", – подчеркнул президент. "Мир очень противоречив и непрост, в мире огромное количество внутренних конфликтов, мир содержит очень значительное число угроз: и терроризм, и международная преступность. На все эти вызовы мы должны быть готовы дать ответ, в необходимых случаях – и достаточно жёсткий, силовой ответ, иначе мы не сможем обеспечить суверенитет нашего государства", – добавил он.

Но увлекаться одной компонентой не стоит, сказал Медведев. Нужно искать пути для компромиссов, договариваться "с самыми разными силами в мире". "Если, конечно, они не выступают с открытой агрессией против Российской Федерации", – добавил президент.

Он признался, что иногда чувствует "попытку поставить Россию на место". Но если некоторое время назад подобные попытки "ещё где-то могли пройти, то в сегодняшней ситуации, в текущей жизни это просто недопустимо". В частности, Россию не устраивает постоянное стремление НАТО к расширению своих границ, это, по мнению Медведева, не способствует укреплению международной безопасности. Поэтому нужно создавать новые механизмы, гарантирующие безопасность других государств. "И вот по этим вопросам я как президент Российской Федерации всегда буду занимать принципиальную позицию. Даже если это кому-то не нравится", – отметил Медведев.

Что же касается ситуаций, подобных августовским событиям на Кавказе, позиция России будет "предельно простой и разумно жёсткой". "Мы будем, и я об этом неоднократно говорил, отстаивать и защищать интересы наших граждан в любом месте, где бы они ни находились. И в этом нет никакого нарушения международного правопорядка. Это обязанность любой страны и любого лидера", – подчеркнул Медведев.

Об украинском газовом долге

Еще одна проблема, которая уже не в первый раз обостряется перед Новым Годом, – расчеты за газ с Украиной. Из не заплаченных вовремя двух с половиной миллиардов долларов Киев перечислил российским партнерам только 800 миллионов. И если до 1 января "Газпром" не получит оставшуюся часть задолженности, поставки газа на Украину прекратятся. И это, по словам Медведева, вызывает у него "чувство досады". "Между Россией и Украиной должны быть особые отношения – отношения братские, отношения, основанные на тысячелетней истории, на общих ценностях, близкой связи экономик, генетической связи между людьми. К сожалению, за последнее время ничего хорошего в этом направлении сделано не было", – отметил президент.

Проблема в российско-украинских отношениях, по его мнению, заключается в политической ситуации на Украине, где "политический истеблишмент находится в бесконечном противостоянии друг с другом". "То, что происходит, скажем, на газовом направлении, – это лишняя демонстрация неэффективности усилий украинских властей. Вместо того чтобы создавать долги и потом не платить по ним, лучше бы все силы направили на то, чтобы расплатиться, нашли бы какой-то эффективный способ. Нет, пытаются придумывать что-то, различные позиции занимают. Иногда просто стыдно за этим всем смотреть. Деньги должны заплатить до последнего рубля, если не хотят, чтобы их экономика в конечном счёте столкнулась с санкциями и требованиями со стороны Российской Федерации. Невозможно так дальше продолжать. Пусть деньги все заплатят", – заявил Медведев. "Я надеюсь, что всё-таки украинские политики в этом смысле примут необходимые решения, расплатятся по долгам, и мы в новый год войдем хотя бы с этой позицией, очищенной от наслоений прошлого", – добавил он.

У России нет цели во что бы то ни стало перекрыть газ Украине. "Наша цель – получить деньги. Но если Украина не будет платить, мы будем использовать весь арсенал возможностей, это совершенно очевидно, здесь никаких иллюзий быть не должно, – естественно, при исполнении всех наших обязательств в отношении потребителей в других странах, в том числе и в Европе", – подчеркнул Дмитрий Медведев.