Государственный концертный зал имени Чайковского в Москве в пятницу превратился в зону скорби. Ровно в полдень здесь началось прощание с народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной, которое продлилось около пяти часов. За это время поклониться великой русской певице смогли несколько тысяч почитателей ее таланта.
Людмилу Зыкину знали и любили все в нашей стране и далеко за ее пределами. Людмилу Георгиевну по праву называли национальным достоянием, символом отечественной культуры, голосом России.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, торжественный зал был в траурном убранстве. На сцене – утопающий в цветах гроб. А с экрана глядела в полутемный зал живая, улыбающаяся, величественная в своей красоте Зыкина. Зрительный фоторяд проходил не под не траурные мелодии, а под песни в исполнении самой Зыкиной, прославившие ее на всю страну, на весь мир. Согласно ритуалу, звучали и проникновенные речи друзей и коллег певицы.
"Всю жизнь Людмила Георгиевна воспевала Россию, ее голос был символом родины, – отметил, открывая гражданскую панихиду, народный артист СССР Иосиф Кобзон. – Я думаю, что пройдут годы, но всегда будет звучать голос великой русской певицы Людмилы Зыкиной".
"Наступила страшная минута, страшный час, которого мы все так боялись, – сказала народная артистка СССР, композитор Александра Пахмутова. – Мы потеряли человека и певицу – единственную, неповторимую никогда. Она была ярче и талантливее всех. Мне посчастливилось работать с ней. Она была исполнительницей первых моих песен и пела одну из последних. Зыкина была талантливой, щедрой, хлебосольной. А как она любила молодых артистов. Да, Людмила Георгиевна тяжело болела, но мне кажется, что если бы народная песня была бы сейчас в большем почете, может быть, она прожила бы дольше. Спасибо тебе, Людочка, за талант, за дружбу, теперь твой божественный голос будет звучать в хоре небесных ангелов".
"Совсем недавно мы встречались в Кремле на 80-летии Зыкиной, – напомнила знаменитая фигуристка Ирина Роднина. – Я не дружила с ней, но по экрану знала ее с самого детства. Она была не просто примером для всех, а воплощением нашей страны. Когда мы встречались с ней, я рассказала, что когда впервые приехала на Волгу, мне казалось, что я там уже была, поскольку слышала величавую песню Зыкиной".
На церемонии выступил и министр культуры РФ Александр Авдеев, который подошел к гробу и положил букет белых роз. "У нас у всех с вами большое общее горе. Ушла певица, женщина, которая своим творчеством и талантом выражала всю Россию, – сказал он. – Ее голос во всем мире ассоциировался с русской душой, с размахом страны".
"У Людмилы Георгиевны были имя, отчество и фамилия, но я бы назвала ее просто "Женщиной-Россией", – отметила на панихиде первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова. – Она своим внешним обликом, своим потрясающим русским голосом, своей жизнью, своими эмоциями олицетворяла нашу родину, нашу Россию".
Свой коллектив Людмила Зыкина назвала именем родины и обожала скромные русские ромашки. Именно их прислала своей любимой артистке певица София Ротару, роскошную корзину цветов передала французская звезда Мирей Матье. А первая женщина-космонавт Валентина Терешкова принесла подруге изысканные кремовые розы.
В память о Людмиле Георгиевне прозвучала на церемонии одна из лучших русских народных песен "Степь да степь кругом". Ее исполнил хор Гостелерадио, в котором пела Зыкина. А когда в зале вновь воцарилась тишина, артисты поклонились великой певице. Потом на сцену поднялась Надежда Бабкина со своим ансамблем "Русская песня". И опять звучали протяжные русские песни, "Утро туманное" и "Вечерний звон".
Последним аккордом на церемонии прощания в зале Чайковского стала легендарная "Течет Волга" – главное сокровище репертуара Зыкиной. Под эту мелодию закрыли гроб, и все собравшиеся, по старой актерской традиции, устроили овацию своей любимице.
Затем траурный кортеж отправился в Храм Христа Спасителя, где прощаться с Людмилой Георгиевной будут всю ночь, а в полдень субботы пройдет отпевание. Похороны певицы состоятся в этот же день на Новодевичьем кладбище.