В Храме Христа Спасителя прощаются с Людмилой Зыкиной. Гроб с телом народной певицы перевезли на Волхонку из концертного зала имени Чайковского. Туда жители разных регионов России приходили с полудня. Вместо траурной музыки в зале звучал неповторимый голос Зыкиной. Её песни пели и те, кто пришел попрощаться – говорили, что так они лучше, чем просто словами, могут выразить любовь и горечь утраты.
В очереди, что уже с утра выстроилась у концертного зала Чайковского, – цветы, воспоминания и песни Людмилы Георгиевны, которые теперь, позволив себе чуть изменить слова, ей поют ее поклонники.
Те, кто пришел проститься с великой Зыкиной, конечно, в основном, люди поколения старшего. Ее творчество – их молодость. Но вот для молодых оперных певцов Людмила Георгиевна и сейчас – человек, которого хочется слушать, и непревзойденная величина, к которой хочется хоть чуть приблизиться.
"Она любила свою публику, но для нее это была не публика, а живые люди. Просто каждого своего зрителя она любила", – отмечает оперная певица Татьяна Криушина.
В зале, где не раз выступала, и сегодня разливался ее голос. "Тонкая рябина", "Не будите, журавли, вдов России", "Оренбургский пуховый платок", "Течет река Волга"…
"Когда находишься в полете и слышишь голос Зыкиной, который поет о Волге, это так трогательно, – говорит Герой Советского Союза, летчик-космонавт Валентина Терешкова. – Такое впечатление, что ты не так далеко, маленькая песчинка, а ты – на Земле".
Вспоминали, как недавно праздновали ее 80-летие, и как она была полна решимости – еще раз проехать по всей стране, олицетворением которой была сама.
"Когда слышали Людмилу Георгиевну, мы ощущали в себе принадлежность к России, мы были частицей России, благодаря голосу Людмилы Георгиевны. Пройдут годы, многие забудутся, но всегда будут помнить, и всегда будет звучать голос великой Людмилы Георгиевны Зыкиной", – уверен народный артист СССР Иосиф Кобзон.
Божий дар – голос и ее личное бескрайнее трудолюбие. "Я бы ничего не добилась, если бы берегла себя", – говорила Зыкина.
"Мы потеряли человека, артистку – единственную, неповторимую, неповторимую никогда. Она была ярче и талантливее и крупнее, чем мы могли себе представить", – добавляет народная артистка СССР, композитор Александра Пахмутова.
В утопающем в ее любимых ромашках зале говорили, что Зыкина могла быть такой невероятно разной. Величавая на сцене, в кругу близких она могла разудало исполнить танец маленьких лебедей, и ведь всегда была настоящая.
"Она была очень веселым человеком, радостным, любила жизнь на полную катушку, – вспоминает народная артистка России Надежда Бабкина. – Сегодня мы все осиротели".
За несколько часов с Людмилой Георгиевной простились тысячи. Ее провожали овациями. В зал Чайковского смогли прийти, конечно, не все. У Храма Христа Спасителя, куда перевезли гроб с телом Людмилы Зыкиной, вечером – огромная очередь. Двери храма, где отслужат заупокойную литургию, для желающих проститься с Людмилой Георгиевной будут открыты всю ночь.