Быстрый, как машина, по цене – как велосипед. В столице – бум электросамокатов. Пока одни с ветерком гоняют по дорогам и тротуарам, другие мечтают их притормозить. По статистике, аварии с участием электрических гаджетов происходят все чаще. Ведь при желании самокат можно разогнать до 100 километров в час. При этом по закону лихач будет считаться пешеходом, так что ответственности никакой. Как, впрочем, и безопасности.
Езда с препятствиями, где препятствия – пешеходы: а как еще назвать массовые заезды электросамокатчиков по тротуарам Москвы?! Они маневрируют между людьми, причем не всегда удачно. Несутся так, что порой не в силах затормозить.
Для взрослых самокаты – новый вид транспорта. Для подростков – развлечение. Причем совсем не безопасное. Екатерина до сих пор не может прийти в себя после страшной аварии. На огромной скорости в ее машину влетел 11-летний подросток.
"Руки тряслись, потому что видеть, как у тебя ребенок летит и падает, на асфальт вытекает кровь… У мальчика очень серьезные травмы головы были, у него две трещины и перелом щиколотки", – вспоминает Екатерина Доронина.
Они рискуют жизнью, причем не всегда только своей. Носятся, обгоняя машины. Без прав и правил выезжая на дорогу.100 километров в час – это не шутки.
Чтобы научиться управлять электросамокатом, действительно ни знаний каких-то специальных, ни времени не потребуется. Мощность у всех разная.
"Был такой самокат, в итоге я его продал, потому что слишком опасно кататься на самокате, который ездит 100 километров в час, тем более хочется, конечно, выехать на дорогу. Прав нету, а соблазн есть", – говорит Артем Чернявский.
Но такой случай единичный. Обычно наоборот, люди готовы платить огромные деньги, чтобы превратить свой самокат в гоночный. В Москве сегодня очень популярны мастерские, где за деньги установят дополнительный двигатель. Чтобы скорость была, как у машины. Но даже если такой "гонщик" вас собьет или врежется в вашу машину – вызвать полицию не получится. Потому что формально он – пешеход.
"Ни электросамокат, ни моноколесо, ни гироскутер не отнесены законом к транспортному средству, все происшествия с их участием, если они столкнулись между собой или наехали на другого пешехода, не ДТП. Здесь самые обычные гражданские правоотношения, если бы один пешеход толкнул другого", – говорит автоюрист Сергей Редько.
Поэтому и полицейские, хоть и выходят регулярно в рейды, максимум, что сегодня могут сделать, – провести профилактическую беседу. Ни документов проверить, ни за превышение скорости оштрафовать.
Минтранс давно обещает отнести пользователей электрических гаджетов в отдельную категорию участников дорожного движения: создать для них правила и даже знаки. Пока этого не произошло, растет количество пострадавших. Как среди самих самокатчиков, так и среди тех, на кого они наехали.
"Появилось уже два погибших, несколько десятков ранены тяжело. В том числе одна из раненых получила перелом позвоночника. Мы пытались ей помочь и еще раз обратились в ГИБДД и в Правительственную комиссию по безопасности дорожного движения, выяснилось, что да, в общем-то есть пробел в законодательстве. Правила дорожного движения слишком узки", – говорит Председатель Межрегионального общественного движения "Союз пешеходов" Владимир Соколов.
И пока это не изменится, говорят эксперты, на улицах больших городов будет процветать самокатный беспредел.