Тема:

Тест-драйв 1 год назад

Когда трава была зеленее: удивительно стильная "Юность"

Иван Зенкевич провел тест-драйв удивительного автобуса – мало кому довелось прокатиться на нем. Не то, что в этом, даже в прошлом веке!

Общественный транспорт времён СССР многие вспоминают с ностальгией. Оно и понятно: раньше и трава была зеленее. Но есть среди ПАЗиков и ЛиАЗов по-настоящему комфортный автобус.

А точнее, микроавтобус ЗиЛ "Юность" с индексом 3702. Это последняя модификация 1991 года выпуска.

Первые варианты назывались ЗиЛ-118. Спроектировали эту модель, можно сказать, в свободное время, чтобы цех не простаивал. Ведь лимузины Стране Советов были нужны не так уж часто. Получился микроавтобус высшего класса для делегаций, послов, партработников высшего ранга. В середине 1960-х годов автомобиль выпускали малыми сериями по заказу автобазы ЦК КПСС.

Теперь он, как и полагается птице такого полета, стоит в Музее гаража особого назначения Федеральной службы охраны. Гаражу в 2021 году, на минуточку, исполняется 100 лет.

"Юность" – удивительно стильный микроавтобус. Первое, что бросается в глаза, – огромная площадь остекления. Линии корпуса прямые и элегантные, морда плоская, фары сдвоенные. Длина – почти семь метров.

В салон попадали через боковую дверь, но есть и задняя. Она пригождалась, когда автомобиль работал скорой помощью в "особых" больницах.

Внутри – 17 посадочных мест, и каждого пассажира не обделили пространством, а также персональным обдувом. На случай поломки кондиционера, есть три больших люка. Но пора за баранку.

Только сначала расскажу про мотор. Это V-образный 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 7 литров. Точно такие же моторы устанавливались на грузовики "Урал" и автобусы ЛАЗ.

"Питается" он 92-м бензином. 180 "лошадей" вполне хватает, чтобы бодро разгонять этот ЗиЛ. Максимальная скорость – 120 километров в час.

Коробка трехступенчатая, автоматическая. Кстати, здесь две тормозные педали, чтобы простой советский шофер, непривычный к автомату, мог тормозить той ногой, которой ему удобно.

"Юность" вышла уж очень комфортным микроавтобусом, все-таки его проектировали конструкторы лимузинов. В 1967 году на Международной автобусной неделе в Ницце модель получила 12 наград. Генри Форд-младший даже хотел купить лицензию на ее выпуск в США. Но ему, конечно же, отказали.

К сожалению, "Юность" не добралась не только до американцев, но и до простых советских граждан. За 34 года выпуска собрали меньше сотни экземпляров. А ведь с каким шиком мы могли бы передвигаться по родным просторам!