Управлял самолетом опытнейший экипаж: два летчика-испытателя первого класса и бортинженер. За штурвалом — Герой России Николай Куимов. Он принимал самое активное участие в испытаниях, ранее освоил пилотирование 35 типов самолетов. Его коллега Дмитрий Комаров за мужество и героизм при испытаниях новых образцов авиатехнии был удостоен Ордена Мужества. У бортинженера Николая Хлудеева за плечами 1300 полетов. Это пилоты, которые сделали в воздухе все, чтобы на земле никто не пострадал.
Судя по кадрам, они сделали все возможное, чтобы, с одной стороны, спасти самолет. С другой, увести его от жилых домов, не допустив таким образом гибели людей. Это был экипаж потерпевшего крушение Ил-112В под руководством шеф-пилота Николая Куимова – летчика-испытателя первого класса, Героя России.
"Я знаю о нем, – рассказывает генерал-майор, заслуженный военный летчик России Владимир Попов. – Самые прекрасные могу сказать слова. Высокой степени профессионал, это раз. Это летчик от Бога, как говорят. Или еще говорят так: человек, который жил полетами, вот о чем речь идет. Смотрите, если даже после 60 любой летчик в нашем государстве, особенно летчик-испытатель, продолжает летать, работать, значит, это человек действительно очень нужный небу".
Летчиком-испытателем ОКБ имени Ильюшина Николай Куимов был с начала 1990-х. Он освоил более 35 типов самолетов, летал за штурвалом нового пассажирского турбовинтового Ил-114-300.
Его полетное задание: проверка режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолета, функционирования его систем. После приземления – впечатления летчика. Николай Куимов сдержан и немногословен: о том, что испытательный полет совпал с его 63-летием, не упомянул. О том, что этот день рождения станет последним, конечно, даже подумать не мог.
"Великолепная машина! Погода сложная. И она показала себя очень надежно, просто. Маневренная, очень энерговооруженная, современная. Поэтому, собственно, полет и состоялся", – отмечал летчик-испытатель 1-го класса, Герой России Николай Куимов.
За штурвал потерпевшего 17 августа крушение Ил-112В Николай Куимов тоже сел не впервые. Вот кадры: 30 марта 2021 года, второй испытательный полет опытного образца. Полчаса в воздухе. Плавная посадка. Никаких нареканий.
"Он очень энерговооруженный, хорошо взлетает, очень хорошо садится. Каких-то от него казусов не ждешь", – характеризовал новый Ил-112 Николай Куимов.
В конце марта состав экипажа Ил-112В был точно таким же, как и в день крушения. Помимо Николая Куимова, это летчик-испытатель 1-го класса Дмитрий Комаров и бортинженер Николай Хлудеев. Оба опытные профессионалы высочайшего класса.
"Он проходил над полосой в данной ситуации. И на небольшой высоте где-то в середине произошло возгорание. А дальше уже ситуация какая? С одной стороны, вроде бы надо погасить, потушить пожар: отключить двигатель, зафлюгировать и прочее. Но, видно, настолько быстро этот процесс развивался, что здесь могло быть дальше все, что угодно. Потому что обычно, когда двигатель выключают, флюгируют, прикрываются немножко креном, они сделали все, что можно. Все, что можно в данной ситуации, чтобы стабилизировать. А дальше уже процесс стал необратим", – поясняет заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский.
В одном из своих интервью Николай Куимов рассказывал, с чем сталкивался за долгие годы в небе: приземление с одним работающем двигателем, сваливание в пике, посадка в условиях разгерметизации. Он говорил, что летчики не спорят с богом.
"Каждый взлет – это надежда на него", – отмечал Куимов.
И утверждал, что живет только в полете, в котором однажды может погибнуть.