Уже в эти выходные эксклюзивно на платформе "Смотрим" появятся заключительные серии исторической драмы "Елизавета" с участием Юлии Хлыниной, Александра Балуева, Агриппины Стекловой, Виктора Ракова, Дениса Нурулина и других. По словам режиссера Дмитрия Иосифова, это история любви юной Елизаветы Петровны, и главный конфликт, на который нанизывается все остальное, в том, что власть ей не нужна. "В силу фамилии и происхождения Елизавете никуда от нее не уйти, но она искренне не хочет быть императрицей. У нее совершенно другие устремления: она хочет жить полноценной жизнью, хочет любить, хочет беззаботно смотреть на звезды. Но с ней происходят события, которые заставляют ее повзрослеть. К чему Елизавета придет – зрители увидят сами", – говорит Иосифов. Роль вице-канцлера, "серого кардинала" и сподвижника Петра Первого Андрея Остермана блестяще сыграл Алексей Агранович. О своем противоречивом персонаже и его роли в судьбе цесаревны Елизаветы, об исторической правде и духе времени Агранович рассказал в интервью "Смотрим".
- Исторические проекты любимы зрителями канала "Россия 1". Важна ли историческая достоверность в Вашей работе?
- У меня есть сильное подозрение, что исторической правды в таких проектах немного. Сколько исторической правды в "Трех мушкетерах"? Или в сильно любимых "Гардемаринах"? Мне кажется, что исторической правды там не так много, как хотелось бы. Это, прежде всего, приключенческое кино на фоне некоторых исторических событий, а уж как их трактуют сценаристы сегодня – это совершенно неважно. Людям должно быть интересно следить за перипетиями сюжета! Это главное!
- В целом сериал передает дух времени. Зрители любят наблюдать за большими костюмированными драмами, а чем эта история привлекла вас?
- Что такое дух времени? Если разбираться, как они сидели, носили эти костюмы, как двигались и как разговаривали, то это сильно отличается от того, что зрители увидят в сериале. Здесь мы сегодняшние с нашими сегодняшними повадками и навыками. Да, в костюмах, но это мы. Что касается костюмов, то это мучительно для артиста. Только представьте, подштанники какие-то, гольфы, штаны, рубашка, сверху рубашки камзол, поверх еще шуба, парик – это ад! Для меня это первый опыт в жизни такого костюмированного кино, и отчасти я поэтому и согласился участвовать в проекте. Мне просто было интересно в это "поиграть". Крайне интересно!
- В спорте есть такое понятие как "командная химия", с помощью которого оценивают дружность команды и атмосферу внутри коллектива. Какой была "командная химия" у актеров сериала "Елизавета"?
- Конечно, для такой истории очень важны артисты. И это замечательный, по-моему, случай, когда собралось много хороших артистов. Для меня это была большая честь, и я не приписываю себя точно к грандам в этой профессии, но Саша Балуев, Агриппина Стеклова, Витя Раков, Юлия Хлынина, безусловно из их числа. В общем, это был достаточно сильный состав. И мне было действительно очень интересно. Мучительно порой, но очень интересно. Юля Хлынина совершенно замечательная актриса, за ней очень интересно наблюдать, и она очень профессиональна в кадре. Она живая, настоящая какая-то! Я давно в приятельских отношениях с Граней Стекловой. Мне было очень интересно с ней поработать, потому что я считаю, что в нашем поколении это одна из, может быть, даже немножко недооцененных актрис с очень интересным внутренним миром. А Витю Ракова я помню с тех пор, когда мне было 18 лет. Перед армией я ездил в Нижний Новгород к отцу, который снимал тогда "Мать" с Глебом Анатольевичем Панфиловым, где главного героя играл дебютант, совершенно неизвестный артист Виктор Раков, который потом стал звездой "Ленкома". И вот по прошествии такого количества времени мы вдруг с ним оказываемся на съемочной площадке в первый раз.
- Ваш персонаж Андрей Остерман – очень противоречивая историческая личность. Кто он для вас? Как вы сами для себя его поняли?
- Андрея Остермана привез с собой Петр. У Остермана была не очень хорошая история на родине, где его даже обвинили в убийстве. И сначала он был переводчиком и личным помощником Петра, потом довольно быстро стал начальником канцелярии и, в общем, действительно влиятельным человеком. В сериале "Елизавета" мы наблюдаем его в тот момент, когда Петр уходит из жизни, и для меня это драма этого персонажа. Его нельзя назвать мерзавцем. Своей миссией он видит и дальше продолжать политику Петра. Он не был человеком корыстным, им двигала идея, абсолютно искренние убеждения. И мне было важно понимать, что он не ради собственной корысти совершал страшные поступки. У него были сложные отношения с Елизаветой: он сделал на нее ставку, а она не приняла его предложение, и это сильно его уязвило. Он не мог такое простить. Им двигала идея, и в этом был мой путь к адвокатированию персонажа. Вообще актер – адвокат роли. Мне очень нравится эта банальная, но, очень крутая фраза. Мне было важно, что делал Остерман делал все не ради себя.
- Что вы добавили от себя этому персонажу?
- Понимаете, я из тех артистов, которые не умеют превращаться в других людей. Это даже не мастерство – это склад актерский. Вот есть люди, которые фантастически перевоплощаются, что ты даже не узнаешь, что это он. Я, в основном, играю героев в разных предлагаемых обстоятельствах. Сейчас предлагаемые обстоятельства – это определенная историческая эпоха. Я искал этого героя в себе. Но насколько это получилось, не знаю. Судить не мне.
- Будете дальше выбирать для себя исторические проекты? Зацепило это вас?
- Вы знаете, точно не откажусь, если что-то подобное появится. Но все зависит, на самом деле, не от эпохи, не от костюмов, а от сценария. Поэтому, если будут интересные сценарии опять в этих костюмах, почему бы и нет?!
- А с каким настроением нам надо смотреть "Елизавету", чтобы ощутить дух того времени?
- С бодрым. Это приключенческое кино с захватывающими сюжетами, с придворными интригами, с детективной составляющей. По идее, этот сериал должен держать зрителя до самого конца именно сюжетом – должно быть интересно, что будет дальше. Мне кажется, что для такого жанра, в котором мы и снимали, этого вполне достаточно.