Святитель Николай, пожалуй, самый известный святой во всем мире. О его существовании знают адепты любых религий – всем известно, что он приносит подарки и совершает чудеса. Отсюда и прозвище святого – чудотворец.
А поскольку любимый, неудивительно, что у святого в году несколько праздников. Самые крупные – это 19 декабря, день успения святого и 22 мая, когда его мощи были перенесены из Мир Ликийских (ныне турецкий Демре) в итальянский Бари. Есть и поменьше, в основном, местные. А в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в России были возрождены торжества в день рождения святого, который отмечается 11 августа.
Вообще Церковь крайне редко празднует дни рождения. В первую очередь потому, что святые преимущественно появлялись на свет в те времена, когда на такую мелочь как точные даты рождения, венчания, смерти никто не обращал внимания. Хорошо, если год известен, и то зачастую примерный. Так и получилось, что, кроме Рождества Иисуса Христа, дни рождения празднуются лишь у Богородицы, Иоанна Предтечи и святителя Николая.
При этом день рождения последнего – искусственно созданное число. На самом деле точной даты рождения Николая Чудотворца никто не знает, и вряд ли она станет когда-либо известна. Поразителен тот факт, что с III века сохранились другие сведения: младенец, названный Николай, появился у Феофана и Нонны в 258 году в Патаре, недалеко от Ликии.
Житийная литература богата на описания благочестия родителей и самого младенца: первое чудо он совершил еще в колыбели, исцелив родную мать. Потом добровольно постился по средам и пятницам, едва научившись читать, сразу взялся за Библию. А дальше, как начал помогать людям при жизни, так по сей день и совершает чудеса.
Но сколько бы ни описывались чудеса, к дню рождения святого не имели никакого отношения. Существует недоказанная версия, что праздник появился в Мирах Ликийских, где святой был архиепископом, и на его родине в Патаре. Во времена крестовых походов праздник мог распространиться по Римской и Византийской империям, а уже оттуда прибыл в Россию.
Считается, что на Руси этот праздник появился примерно в IX веке, когда киевский князь Аскольд при крещении взяли себе имя Николай. После убийства Аскольда дружинниками Новгородского князя Олега, на его могиле был возведен самый ранний из известных храмов святителя Николая. В конце XI – начале XII веков князь Святослав Давидович постригся, взяв имя Николай.
500 лет (с XIII по XVIII век) Рождество святого отмечали торжественно, поскольку Николай Чудотворец считался покровителем православных царей и верховной власти (последняя формулировка несколько отдает язычеством, что неудивительно для страны, веками сочетавшей в религии языческие и христианские обряды).
Первые свидетельства об отмечании дня рождения святого Николая в Новгороде относятся к XVI веку. В Чиновнике Софийского собора записано, что празднование сопровождалось крестным ходом "от Софеи к Николе Чудотворцу на Розважу", где в 1556 году был основан монастырь, посвященный Рождеству святителя Николая. 1657 годом датируется найденная при раскопках в Новгороде рукопись со службой этого праздника. Еще один список службы, который датирован 1723 годом, обнаружен в библиотеке Троице-Сергиевой лавры.
Но каким бы известным, почитаемым и любимым не был святой Николай, празднование несуществующего дня его рождения постепенно ушло из всех христианских календарей. А во времена правления императрицы Екатерины II праздник отменили и в России, и не вспоминали о нем до 2004 года.
Да и то праздновать Рождество святителя Николая решила только Русская православная церковь. Возможно потому, что к празднику рождества святителя Николая, в России завершался сбор урожая озимых хлебов – еще одно соединение народных и религиозных традиций. Не случайно в Тихвине одним из самых почитаемых образов является чудотворная икона святителя Николая Хлебного. Значит, не за горами Ореховый Спас, Медовый и Яблочный.