После "контрольного выстрела", о котором говорил Илон Маск в контексте разоблачений онлайн-цензуры в США, раздался ещё один залп. Как выяснило издание New York Post, что сотрудники ФБР не просто контактировали с бывшим руководством "Твиттера", а создали в компании целую сеть из своих бывших агентов.
Вот, например, Джим Бейкер. В прошлом – главный юрисконсульт ФБР, позже устроился на эту же должность в "Твиттере". Илон Маск уволил его за то, что он пытался помешать миллиардеру раскрыть правду о правонарушениях в компании.
Мэтью Уильямс. Проработал в ФБР пятнадцать лет, устроился в "Твитер" в том же месяце, что и Бейкер. Если верить СМИ, стабильно жертвовал приличные суммы демократам. Их оппоненты, республиканцы, уже готовы принять меры против спецслужб.
"У нас есть план. Мы хотим, чтобы директор ФБР и генпрокурор дали показания. К тому же вопрос о выделении финансирования спецслужб проходит через нас в Палате представителей", – заявил Кевин Маккарти, лидер меньшинства Палаты представителей США.
То, насколько плотными были контакты ФБР и бывшего топ-менеджмента "Твиттера" первым показал журналист Мэтт Таибби; это его расследование тиражировал Илон Маск. Отношения спецслужб и техгиганта, отмечает Таибби, напоминали взаимодействие материнской и дочерней компаний.
Так, ФБР просило сотрудников "Твиттера" принять меры в отношении тех аккаунтов, которые якобы распространяют дезинформацию о выборах, и даже запрашивало данные об их местоположении. По словам журналиста, вместо того, чтобы заниматься реальными преступлениями, ФБР вербовало агентов, которые анализировали сообщения пользователей. Внутри разведоргана после президентских выборов в 2016 была даже создана специальная группа по работе с соцсетями.
"Похоже, это ответ на огромный провал ФБР в 2016-м, когда они вмешались в выборы и попытались помочь Хиллари Клинтон победить Трампа. Вся эта сплошная ложь про сговор с Россией нужна была для того, чтобы создать рабочую группу из 80 человек, которая будет и дальше вмешиваться в выборы", – говорит Бак Секстон, офицер ЦРУ в отставке.
В самом ФБР ответили, что их контакты с частными компаниями при появлении информации о подрывной деятельности или влиянии из-за рубежа – обычное дело. Мол, в итоге все решения принимают сами организации. Но эксперты уверены: спецслужбы в обход конституции организовывали политическую цензуру.
"Своим заявлением ФБР показало своё абсолютное презрение по отношению к американцам, – считает Джонатан Терли, профессор юридического факультета Университета Джорджа Вашингтона. – Они могли бы сказать: эти обвинения вызывают обеспокоенность, мы немедленно проведем свое расследование. Вместо этого они сказали: мы не сделали ничего плохого, а просто контактировали с компанией. Но расследование показало, что существует цензура, которую ФБР проводила через своих прокси".
Тема вмешательства спецслужб в свободу слова почти прошла мимо продемократических СМИ. Этому ведущие либеральные телеканалы посвятили в совокупности всего 14 минут своего эфира. Зато активно обсуждают то, как Илон Маск заблокировал аккаунты журналистов, которые освещали его деятельность. Среди них – сотрудники CNN, New York Times и Washington Post. Он объяснил это тем, что репортёры публиковали его местоположение в реальном времени.
"Мы впервые видим, как аккаунты большой группы журналистов были заблокированы, по-видимому, за репортажи о новом владельце "Твиттера". Этих журналистов никто не уведомил, не было никакой прозрачности", – заявил Джоди Гинзберг, глава Комитета по защите журналистов.
На действия Маска обратили внимание даже в ООН. Там отметили, что блокировка журналистов создаёт опасный прецедент. А в Еврокомиссии и вовсе пригрозили санкциями. После этого Илон Маск всё же пошёл на уступки и, проведя опрос в своём аккаунте, решил разблокировать учетные записи. И, похоже, к происходящему миллиардер относится с долей иронии. После того, как Маска спросили, когда ждать обыска ФБР в его доме, он ответил в свойственной ему манере, что дома у него нет, а жильё он снимает.