Реставратор, хранитель музея Андрей Ладкин тщательно осмотрел разрушенное помещение. Сейчас, глядя на изогнутые остовы стеллажей и шкафов, груды черепков, осколков и пепла, невозможно представить, что здесь раньше были выставлены удивительные ценности.
"На этой полке должна была лежать жалованная грамота Екатерины II. И на ней же – жалованная грамота Александра I. Два документа", – сообщил Ладкин.
По его словам, украинские националисты целенаправленно подожгли музей, чтобы ничего не досталось "москалям". Андрей Ладкин допускает, что здание могли спалить, чтобы замести следы и помешать узнать, что могло быть украдено. Так, если бы жалованная грамота действительно сгорела, от нее бы осталась расплавившаяся серебряная кустодия – коробочка для хранения подвешенной к грамоте сургучной печати. Но ни документ, ни кустодию так и не нашли, что наводит на определенные мысли.
Сейчас все, что подлежит восстановлению, работники бережно переносят в ближайшее здание художественного музея, чтобы попытаться склеить осколки, очистить металл, привести разбитые и сломанные экспонаты в должный вид.
"Наш музей будет вариантом феникса, который возродится из пепла", – считает Андрей Ладкин.
Некоторые предметы удалось выкопать из пепла: скифскую пряжку в форме головы лося, гуннский амулет. Золотоордынское зеркальце, как сообщил хранитель музея, сильно пострадало в огне. Сарматский шлем, созданный в III или в IV вв до н.э, пропал, его могли украсть.
Директор Мариупольского краеведческого музея Наталья Капустникова заметила, что были украдены налокотники и шлем иранского происхождения. Шлем, созданный в XVI веке, якобы вывезли за город и продали за 200 гривен.
"Нацисты начали вытаскивать оттуда драгоценности, понимаете? Они все оттуда брали. Все золото – все, что было ценного в краеведческом музее, они забирали", – говорит один из жителей Мариуполя.
Но некоторые экспонаты, включая картины известных мастеров, сотрудникам музея удалось спасти. Об этом рассказала Наталья Капустникова.
"Из музея во время спасения я вынесла картины Куинджи ("Закат", этюд "Кавказ" и "Осень. Крым"), также были полотна Айвазовского, Лагорио, Дубовской. Мне приходилось снимать рамы, потому что они очень тяжелые, и выносить только полотна в подрамниках. Также одновременно мы вынесли Евангелие начала XIX века, иконы, церковную утварь. Это все потом было передано министру культуры ДНР для временного хранения в Донецком республиканском музее", – сообщила директор Мариупольского краеведческого музея.
Получала ли Наталья Капустникова угрозы? Какой подарок передали Мариупольскому краеведческому музею в студии? Подробности – в программе "Наши". Все выпуски доступны на медиаплатформе "Смотрим".