Тема:

Автоликбез 1 месяц назад

Чужие штрафы: как избежать их после продажи автомобиля

Распространенная ситуация: автомобилист продал машину, а новый владелец не перерегистрировал ее на себя и нахватал штрафов. "Письма счастья" в итоге приходят продавцу, который на этой машине уже не ездит. Чтобы не оплачивать чужие штрафы, придется обращаться в суд. Как предотвратить такую ситуацию?

Что делать, если вы продали машину, а покупатель не спешит регистрировать ее на себя, при этом получает штрафы? Ведь штрафы приходят тому, на кого оформлено авто, то есть продавцу. Разрешать такую ситуацию придется в суде, так что лучше подстраховаться заранее.

"На этом автомобиле въехали еще в три автомобиля и задели двух пешеходов", – рассказал бывший владелец машины Дмитрий Миняев.

О столь печальной судьбе когда-то проданного им автомобиля Дмитрий мог бы и не узнать, но покупатель его машины так и не удосужился переоформить авто на себя. В момент ДТП машина все еще числилась за Дмитрием, а потому повестка в суд пришла и на его имя.

"Ущерб от действий лица, которое ехало на автомобиле, который ранее принадлежал нам, пытались повесить на нас, хотя мы, по сути дела, его продали пять месяцев назад", – говорит Дмитрий.

Чтобы не стать соответчиком по делу о ДТП, Дмитрию пришлось обращаться с договором купли-продажи в суд и доказывать, что автомобиль он уже полгода как не видел. Хождения по инстанциям можно было и избежать, если бы Дмитрий изначально не оставил перерегистрацию на откуп новому владельцу, а воспользовался своим правом снять ответственность за уже проданную машину. По закону, это можно сделать уже через 10 дней после оформления сделки.

"По истечении 10 суток продавец на основании договора купли-продажи может принудительно снять машину с учета. И это нужно делать. Не нужно выжидать больше, – говорит автоюрист Дмитрий Славнов. – Взяли талончик через госуслуги, либо чек в регистрационном отделении, пришли с договором купли-продажи и паспортом и сняли с учета".

После этой процедуры ответственность за любое нарушение будет нести уже покупатель.

Но что делать со штрафами, которые новый владелец может нахватать за отведенные на перерегистрацию 10 дней? Для всех камер машина по-прежнему принадлежит продавцу.

"Вот этот десятидневный срок – это некая такая коллизия, когда автомобиль де-юре вам уже не принадлежит, а по факту за него ответственность еще сохраняется на вас", – говорит автоэксперт Виктор Миконсон.

Именно в такой ситуации оказался продавец Юрий. Его машина приглянулась жителю Краснодарского края. Покупатель обещал перерегистрировать авто по приезду домой, но набрал штрафов еще по дороге, а "письма счастья" пришли Юрию, на которого все еще был оформлен автомобиль.

"Он набрал штрафов за превышение скорости – несколько на 500 рублей и несколько на 1000. Они все мне пришли", – говорит Юрий Попков.

Если бы Юрию не удалось убедить покупателя погасить штрафы, то свою непричастность к нарушениям ни в чем не повинному продавцу пришлось бы доказывать в суде. Эксперты считают: такого правового парадокса можно было бы избежать, если бы у продавца появилась возможность оперативно оповестить ГИБДД о смене владельца машины.

"Речь идет о введении какого-нибудь сервиса ГИБДД, чтобы автомобилист мог подгружать туда договор купли-продажи в день продажи. Вот ты продал машину и тут же сообщил, что у нее есть новый владелец с такими данными", – отметил член Общественной палаты РФ Александр Холодов.

Появление подобной системы не отменило бы сам процесс перерегистрации, но позволило бы избавить автовладельцев от ответственности за уже проданный автомобиль.