Экономической части президентского послания Федеральному собранию в этом году ожидали с особым нетерпением – даже большим, чем обычно. Хотя взгляд главы государства на экономическое положение страны и, особенно, на предстоящие шаги в экономической политике, всегда очень живо интересуют и бизнесменов, и все население, но на этот раз интерес был особенно велик. Причин тому две: локальная и более общая.
Локальная очевидна: оглашение Послания пришлось на дни предельно высокой волатильности курса рубля, и неизбежного в этих условиях взлета неопределенности в отечественной экономике. Экономические процессы, требующие анализа хотя бы месячной перспективы (и, прежде всего, инвестирование), резко затормозились, ибо никто не понимает, чего ждать завтра и, вообще, что теперь чего стоит.
В таких условиях слово президента весьма значимо – и слова этого очень ждали. В этом смысле, сразу скажу, президент продемонстрировал подчеркнутую уверенность в общей устойчивости финансовой и, шире, экономической системы России. Что касается, собственно, курсовой тряски, президент справедливо указал на крайнюю прозаичность иных корней этой самой тряски. И само такое указание, хочется верить, посодействует оздоровлению ситуации: "Я прошу Банк России и правительство провести жесткие, скоординированные действия, чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты. Власти знают, кто эти спекулянты, и инструменты влияния на них есть. Пришло время воспользоваться этими инструментами".
Спекулянтов, крупно играющих против рубля, и вправду знают или могут угадать все, кто даст себе труд десять секунд подумать. Давайте надеяться, что Банк России и правительство (которые, уж конечно, знают все имена и цифры лучше кого-либо другого), хоть теперь выполнят эту резонную просьбу Владимира Путина и атаки на рубль начнут стихать.
Более общая причина, по которой нынешнего послания ждали с особым интересом, состоит в том, что в обществе созрело понимание: экономическая политика, в общих своих чертах проводимая примерно пятнадцать лет, себя уже исчерпала, и плохо сочетается с нынешними обстоятельствами. А раз так, то политика неизбежно будет меняться, и все последние дни наблюдатели оживленно спорили, в какую сторону.
Называли два варианта: либерализация и мобилизация. Эти два очень разные порождения латинского языка в одном сходятся: и ту и другую можно проводить с ощутимой пользой для российской экономики, и можно с огромным вредом. Примеров обоих родов в отечественной истории последнего столетия сколько угодно. Оппоненты в дискуссии, ясное дело, стращали друг друга призраками самых вредных вариантов. В этом смысле прозвучавшее сегодня Послание развеяло эти опасения. Если рассматривать его по линии либерализация – мобилизация, то в нем есть признаки обоих направлений.
С одной стороны, всякий призыв собраться, сосредоточиться, удвоить усилия, есть призыв чисто мобилизационный. Далеко не ходить: только что упомянутая рекомендация пресечь госструктурам возможность спекулировать валютой на счет казны есть (в рамках обсуждаемой дихотомии) мера, безусловно, мобилизационная.
Сродни мобилизации и то внимание, которое в послании уделено оборонно-промышленному комплексу; и прямое указание президента, что за воровство и махинации в этой сфере будут жестко сажать. Но, в целом, экономическая часть послания выдержана в ином духе.
Президент сказал: "Главное сейчас – дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах – это лучший ответ, как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны, как экономически, так и политически, тем выше потенциал России".
Послание выдвинуло целый ряд мер, сулящих некоторое облегчение жизни бизнесу – в первую очередь, бизнесу малому и среднему. Это и очередное ограничение административного давления на бизнес по части проверок и инспекций. Это и четырехлетний – до конца нынешней президентской каденции – мораторий на изменение налоговых условий. Это и двухлетние налоговые каникулы для вновь создаваемых (то есть, понятно, небольших) бизнесов. Это, наконец, и настоятельное предложение провести должным образом, раз и навсегда, амнистию капиталов, возвращающихся в Россию и, по выражению президента, "перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны".