Россия не может позволить себе вернуться после кризиса к сырьевой экономике: страна должна стать одним из мировых лидеров в области высоких технологий. Об этом заявил президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на открывшемся в Москве Втором Международном форуме по нанотехнологиям. Ведущие мировые специалисты собрались, чтобы обсудить будущее одной из самых перспективных отраслей экономики.
Шлифовка линзы – рутинный процесс. Вот только глубина, на которую абразив погружается в стекло, – 1 нанометр. В будущем нановеличины изменят все представления и об энергетике, и о медицине, и о способах передачи информации. Своим визитом на Второй Международный форум нанотехнологий президент России дает понять – все эти перемены нашу страну касаются напрямую.
"В ближайшие годы совершенно очевидно, что развитие нанотехнологий способно изменить облик человечества, изменить нашу жизнь. У нас есть своя нескромная задача в этой сфере – мы хотим стать лидерами в этом процессе, и для этого у нас есть и интеллектуальный потенциал, и организационные возможности, и финансовые возможности. Для России главной и пока еще не до конца выученный урок – это уход от нашей сырьевой зависимости", – заявил Дмитрий Медведев.
Сделать российский интеллектуальный продукт таким же востребованным, как и отечественные нефть и газ, – это и есть наукоемкая экономика. Нанотехнологии – одна из тех областей, которая в ближайшие годы и будет определять облик науки и промышленности, но, пожалуй, самое важное – станет отраслью, способной соревноваться по доходности с углеводородами. Сейчас объем нано-рынка – 250 миллиардов долларов. Но уже к 2015 году речь будет идти о двух или даже трех триллионах. И деньги, считают участники форума, Россия может и должна зарабатывать.
"Еще совсем недавно нас не было совсем, совсем недавно этот ребенок родился. Младенец появился на свет, ну, как положено младенцу, он немножко поплакал вначале – это, в общем, вполне естественное развитие событий для него, – но вслед за этим этот самый младенец, по-моему, уже увидел окружающий мир, улыбнулся, понял, что не все так плохо, как вначале, уже хорошо", – говорит генеральный директор госкорпорации "Роснано" Анатолий Чубайс.
На создание условий, когда российский бизнес – и крупный, и средний, и даже малый – сможет вкладываться в нанометровые величины, в следующие 5 лет государство выделяет 318 миллиардов рублей. Инвестиция, которая, как говорили, должна окупиться. Но создание рынка внутреннего – это задача минимум. "Зеленый коридор" для экспорта этих технологий – необходимость, которая, по мнению президента России, сделает из страны полноправного игрока.
Словосочетание "высокие технологии" во всем мире должны так же ассоциироваться с Россией, как сегодня – с Японией. "Наша фирма успешно работает с российскими технологиями. Это, в частности, углеродные нанотрубки и наноалмазы. Мы, в частности, реализуем российские наноалмазы в Японии для самых разных отраслей нашей промышленности", – рассказывает Тадамаса Фудзимура, президент корпорации Vision Development.
Еще в начале 60-х свет увидели первые исследования о перспективах, которые открывает перед человеком манипулирование молекулами и атомами. То, что сегодня и называется "нанотехнология". И тогда, и сейчас представить себе процессы в масштабе 1 нанометр для обывателя было почти невозможно. Выдающийся физик, академик РАН, лауреат премии "Руснанопрайз", председатель Национального комитета российских физиков Леонид Келдыш тогда еще не знал, что стоял у истоков этого бума: "Я предложил тогда некий способ, как можно это делать. Тогда он оказался непрактичным. Хотя сама идея сверхрешеток успешно работает, но конкретный способ, как это делать, он не реализован до сих пор. С научной точки зрения, поле, которое открывается, оно безбрежное, но на нем может быть много подводных камней".
"Руснанопрайз" – премия, которую на форуме академику Келдышу вручили за вклад в изучение полупроводниковых наноструктур. Американец Альферд И Чо получил приз за применение этих идей на практике. Обращаясь к участникам форума, Дмитрий Медведев упомянул слово "мотивация". Кризис, по его мнению, должен изменить не только коньюктуру рынка, но и менталитет участников: "Главное, чтобы не произошло по уже хорошо известному сценарию: экономика – мировая экономика – начинает расти, цены на нефть поднимаются, экспортный потенциал улучшается, и можно расслабиться, никакие нанотехнологии нам не нужны, сможем и дальше заниматься поставкой энергоресурсов на экспорт и за счет этого худо-бедно сводить концы с концами. Вот этот сценарий для нашей страны и для нашей экономики был бы просто губительным. И я надеюсь, что все мы сможем сделать так, чтобы нанотехнологии и наноиндустрия превратились в одну из мощнейших отраслей нашей российской экономики".
Программа поддержки нанотехнологий в России сегодня – крупнейшая в мире. И это, помимо прочего, – и привлечение к работам соотечественников, покинувших страну, и обучение специалистов нового поколения. Как сказал Дмитрий Медведев, – современных, думающих, нормальных.
Ученые-футурологи, которые изучают и прогнозируют развитие нашей цивилизации, считают, что уже через 30 лет нанотехнологии смогут приблизить человека к бессмертию. Традиционная наука к таким предсказаниям пока относится скептически. Однако, как в один голос говорили участники форума по нанотехнологиям из 36 стран мира, не так важно, когда это произойдет. Важно, кто станет первым.