Россия должна стать одним из мировых лидеров по использованию нанотехнологий в науке и промышленности. Об этом, выступая на открытии второго Международного форума по нанотехнологиям, заявил президент Дмитрий Медведев. На конференцию съехались ученые и предприниматели из более чем 30 стран. Все они уверены, что осуществить революцию в производственной сфере способны только технологии, которые относятся к категории "нано".
"Эта ткань используется для производства одежды. В ней на показе ходила Сара Джессика Паркер", – рассказывает представитель госкорпорации Роснанотехнологии Денис Белозеров.
Сложно поверить, но это тончайший слой металла. Красиво, прочно и на ощупь – живая ткань. Эти металлобинты лучше заживляют раны. А если запеленать в материю мобильный телефон, он перестанет работать. Ткань блокирует сигнал. Можно идти в разведку.
"Такие кирпичи производятся из битого стекла. Причем тут может использоваться как, например, стекло битых бутылок, битых окон, стекол кинескопов разбитых", – поясняет Денис Белозеров.
Безотходно, экономично, долговечно. Такие кирпичи прочнее обычных. Служат минимум полвека. Это и есть – нанотехнологии на службе человека. Обычные материалы, только свойства у них после вмешательства науки – волшебные. Наночастица меньше человека на столько же, насколько пылинка меньше какой-нибудь области в России. Нано – это очень мало. Одна миллиардная метра. Но очень серьезно. Новые лекарства, которые сами распознают больное место, батарейки, которые могут служить годами, автомобили, которые меньше изнашиваются.
Нано сложно увидеть и еще сложнее пощупать. Однако экономический эффект вполне ощутит. К 2015 году мировой нанорынок оценивают в 2-3 триллионов долларов. Колоссальная сумма, сейчас сопоставимая, разве что, с мировым рынком энергоресурсов.
Стекло в этой машине не пачкается, наномасло защищает мотор от износа, а нанотруба – без вредных выхлопов. Только автомобиль – немецкий. У России, чтобы добраться до наноскопических вершин, есть лет 5-10. К 2015 году объем рынка должен достигнуть 900 миллиардов рублей. Если бизнес и государство повернутся к нано лицом.
"Кризис является огромным стимулом для обновления нашей экономики, также как и для глобальной экономики и эта мотивация должна быть исключительно высока. Еще раз подчеркиваю, пока мы должного уровня мотивации не достигли и главное, чтобы не произошло по хорошо известному сценарию: мировая экономика начинает расти, цены на нефть поднимаются, экспортный потенциал улучшается, можно расслабиться, никакие нанотехнологии нам не нужны, можем и дальше заниматься поставкой энергоресурсов на экспорт и за счет этого худо-бедно сводить концы с концами. Вот этот сценарий для нашей страны, для нашей экономики был бы просто губительным", – отметил президент РФ Дмитрий Медведев.
Про Россию всегда говорили – есть нанонаука, нет нанотехнологий. То есть здесь умеют из молекул и атомов конструировать новые материалы. Но зарабатывать на этом еще не научились. За 2 года, что существует госкорпорация "Роснанотехнологии", утверждено финансирование уже 35 проектов. Это оборонная промышленность, светодиоды, умные таблетки и супероптика. Дальше должно быть больше.
"Среди этих проектов, которые в целом, в общем объеме предполагают финансирование в значительных объемах, есть проект из московской области и Саратова. Это строительство завода по полимерно-композитным материалам. Мы убеждены в том, что именно материалы – одна из самых перспективных отраслей для развития нанотехнологий. Фактически без нее невозможно развитие ни авиапромышленности, ни космоса, а в дальнейшем – и судостроения и автостроения", – заявил генеральный директор госкорпорации "Роснано" Анатолий Чубайс.
Это почти "нанофикация" всей страны. Чтобы перейти на невидимый глазу уровень технологий, России будут нужны 100-150 тысяч ученых. Пока наномозги стремятся за границу. Некоторые сотрудничают с иностранцами. В вузах России сейчас появляются нанофакультеты. О которых и не мечтали нобелевский лауреат Жорес Алферов и Леонид Келдыш. Академик, физик, который еще 40 лет назад предсказывал большое нанобудущее полупроводниковым структурам. Без этих технологий сегодня были бы невозможны ни компакт-диски, ни мобильный телефон. Леонида Келдыша и его американского коллегу Альфреда Чо сегодня наградили первой наградой "Руснанопрайз".