Сегодня на "России 1" в 21:20 не пропустите историческую драму "Дорогие товарищи" о расстреле рабочих во время забастовки в Новочеркасске в 1962 году. Картина удостоена множества призов, в том числе и Венецианского кинофестиваля.
Юлия Высоцкая родом из того же Новочеркасска, что и ее Людмила. Помнит улицы, по которым шла демонстрация, но, конечно, не сами волнения: маме было лишь 10 лет. Бабушка и дедушка, говорит, похожи на тех, о ком снимали, но рупором, как главная героиня, не были. Верили власти, верили в будущее, несмотря ни на что.
"Мой дед вообще после войны попал в лагерь за то, что накормил в Риге детей голодных из солдатской кухни. Он дал распоряжение отдать кашу детям и за это на пару лет попал в лагерь. Но это его не сломало. Они все без конца говорили: "Виноват Берия", – делится актриса.
"Много людей, которые остались советскими, в самом прямом смысле слова. Не в смысле – "совок", а в смысле – советский человек. Поэтому я и назвал картину "Дорогие товарищи", – поясняет режиссер.
О вере – и "Рай", получивший венецианского "Льва", трех "Золотых орлов" и "Нику". О том, что можно быть нежным отцом и палачом, днем превращать людей в дрова, а вечером слушать Брамса.
Режиссер работает с актерами, как психолог, погружая в придуманную историю, переплетая ее с реальной жизнью: сбивает вопросами о личном, заставляет жить, а не играть.
"В определенном смысле, это пытка. Артист должен сидеть по шесть часов три дня подряд. Никого нет, камера одна, все закрыто, меня нет в кадре, только слышно мой голос, вся группа далеко. Это довольно странное ощущение – клаустрофобия и чувство: я хочу домой", – признается Кончаловский.
Будет в эфире и знаменитая "Сибириада", которую задумывали к съезду партии о нефтянниках Сибири, а вышла поэма о русском характере, исследование о том, кто кинул зерна революции, кто занес в Россию этот вирус. Здесь нет плохих героев. Все хорошие. Все жертвы. Фильм о том, как история, революция, цивилизация за волосы отрывала человека от родного дома, от земли. И стал он перекати-полем.
"Русский человек, как и много этносов, которые живут рядом, живут под санкциями тысячу лет или даже больше. Эти санкции – прежде всего, конечно, климат и география. Это просто условия, в которых развивается наша великая культура", – говорит Андрей Сергеевич в беседе с Дарьей Златопольской в программе "Белая студия".
"Но нет бессмысленной жизни", – неустанно повторяет режиссер, философ, просветитель, цитируя бывшего узника концлагеря: "Смысл можно найти даже в самой страшной жизни".