К своим юбилеям Андрей Кончаловский относится, по собственному признанию, спокойно. Пышных торжеств не намечается. Обычно вместе с супругой, актрисой Юлией Высоцкой, Кончаловский встречается с близкими друзьями. Сейчас режиссер работает над новым фильмом – это будет многосерийная картина про события вокруг Октябрьской революции.
"Вся моя жизнь сейчас состоит из сплошных кастингов", – говорит Андрей Сергеевич. Он лично подбирает актеров. И чаще всего дома.
"Я вообще очень неохотно утверждаю артистов. Просто это, как жениться: сложная вещь – развод, алименты", – говорит Кончаловский.
Кончаловский готовится к сьемкам многосерийного фильма про Октябрьскую революцию 1917-го, причем зрителям предложит взглянуть на события глазами героев тех дней.
"Как сказал один индийский мудрец, для того чтобы судить о человеке, нужно залезть в его башмаки и пройти его путь. Вот я пытаюсь пройти путь в сапогах Николая Второго, в башмаках Владимира Ильича Ленина", – рассказывает режиссер.
Он пытается понять личность – в каждой своей картине. Как непросто приходится красноармейцу Дюйшену в "Первом учителе". Как цепляется за свое счастье хромоножка Ася Клячина.
Сценарий "Андрея Рублева" Кончаловский писал вместе с Тарковским. Практически год. Дружили со ВГИКа. Марлен Хуциев снял их тогда в "Заставе Ильича".
"Его в ту пору чаще всего называли Андрон. Я его чаще всего видел за книгами. И потом – на Николиной горе. Я ежедневно видел этого невероятного трудолюбия человека", – рассказывает о юбиляре актер Сергей Никоненко.
А тему очищения через страдания Кончаловский решил развить – уже в 2019-м в фильме "Грех" про творца Микеланджело. Причем главную роль он отдал не профессиональному актеру, а зубному технику. Он вообще часто снимает обычных людей. Так правдивее.
"Пришла идея о почтальоне снимать. Ну, почтальон деревенский, что это такое вообще. Очень интересно. Как-то оно само возникает, я не могу сказать. "Сибириада" – тоже сказали, предложили снимать фильм про нефть. Но получилось не про нефть, а про русскую историю", – вспоминает Кончаловский.
"Сибириада" действительно прогремела! И не только в Советском Союзе. Душевная сага о покорителях Сибири – с любимыми артистами и музыкой Артемьева.
"Настроение! Самое главное – дух! Вот для картины, в частности для "Сибириады", очень сложной картины, двухлетней. Конечно, Андрон Сергеич гигант, что он с этакой махиной справился вот в таком ключе", – говорит Сергей Шакуров.
"Кончаловскому можно желать очень много всего. Хотя мне кажется, что его жизнь настолько наполнена событиями и творчеством, что эта энергия должна поддерживаться только здоровьем и ощущением непрекращающихся желаний", – добавляет Никита Михалков.
В 80-м Андрей Кончаловский уезжает в Америку – в Голливуд. И снимает там сразу несколько успешных кассовых картин. У него блистают мировые звезды: Сталлоне, Росбертс… Почему он разочаровался?
"Ну, я приехал, когда Голливуд – там еще Годар был, Трюфо ездил, там европейцы. А через 10 лет все это кончилось. Пришли молодые девочки-мальчики, которым нравились "Звездные войны", а я не про это хотел снимать кино", – объясняет Андрей Сергеевич.
Он возвращается в Россию и делает продолжение истории Аси Клячиной. Фильм непростой, как и все 90-е, но Инна Чурикова благодарна режиссеру за подаренный светлый финал.
"Я иду по полю, а поле все в нежной чудной травке. И вдруг во мне, как в героине этой картины, пробудилась другая жизнь. На этих кадрах я стала плакать. Потому что это он открыл во мне нежность", – вспоминает съемки Инна Чурикова.
Кончаловский верен себе. Изучает историю и берется за темы, за которые мало бы кто еще взялся. Его "Рай" – фильм про ужасы нацистского концлагеря и судьбы людей, которые перемалывает война.
А "Дорогие товарищи" – о расстреле манифестантов в советском Новочеркасске. Обе картины Кончаловского получили признание на фестивале в Венеции.
"Мне кажется, его качество главное, что он любит людей. Это видно в том, какое кино он делает, какой театр он делает, и в общении личном это тоже очень чувствуется. Он любит людей!" – говорит Юлия Высоцкая.
"Андрей Сергеевич, дорогой. Я настолько благодарна жизни, что в ней была такая замечательная встреча с вами! И в "Чайке", и в "Глянце" – это не просто работы", – поздравляет режиссера Ирина Розанова.
Сейчас мастера очень волнует та истерия, которую устраивает так называемый коллективный Запад, и попытки отменить русскую культуру.
"Я стараюсь, выделить из своих чувств одно – сострадание к тем, что не ведают, что творят. Потому что это только говорит о том, что в классе праздник: заболела училка. И вот это чистая культура отмены. Я могу только констатировать, что Россия без Европы проживет. А Европа без России – у меня большие сомнения по этому вопросу", – делится мыслями Андрей Кончаловский.
Сам Андрей Сергеич культуру на свою и чужую не делит и собирается ставить спектакли Шекспира. С юбилеем, маэстро!