Продолжается расследование причин крушения самолета компании Fly Dubai в Ростове-на-Дону. Окончательные выводы будут сделаны после полной расшифровки бортовых самописцев. Специалисты сходятся во мнении, что к трагедии привела совокупность факторов. Появилось новое видео падения "Боинга" и новые предположения.
Новые кадры с камеры наблюдения, что фиксируют крушение "Боинга" — лайнер резко снижается, а, по сути, падает, врезаясь во взлетно-посадочную полосу аэропорта Ростова-на-Дону, дальше взрыв — конечно, не раскрывают причины авиакатастрофы. Окончательно их назовут только специалисты МАК. Но многие эксперты уже сейчас проводят параллели с предыдущими похожими трагедиями.
Самолет перед тем, как пойти на посадку, уходит на высоту в один километр и начинает резко снижаться. На высоте 300 метров неожиданно начинает падать. Градус — под 50, скорость — за 300. Вероятно, пилоты пытались борт "вытянуть", но не хватило ни времени, ни сил. Появилось предположение — из-за резкого перепада температур механизм руля высоты мог просто замерзнуть. Согласны не все.
"На Як-42 были проблемы, когда срезало болт крепления стабилизатора — и самолет уходил на критические углы, но это конструктивный недостаток, который был исправлен. А здесь я не представляю, как он мог замерзнуть", — говорит пилот гражданской авиации Виталий Соколовский.
Что практически не вызывает у авиаторов сомнений: понимая, что посадить самолет и со второй попытки не удастся и нужно снова уходить на очередной круг, командир "Боинга" перевел управление с автопилота в ручной режим. Так было и в Казани. Ноябрь 2013-го. Тоже "Боинг-737", тоже плохая погода. И роковая ошибка экипажа. Выход из автопилота при наборе высоты, потеря в пространстве и резко — штурвал от себя. Когда самолет срывался в пике, его уже не смогли вывести.
"Почему-то отключается автопилот, и самолет резко переходит на пикирование. В этом случае — если был обледеневший стабилизатор или руль высоты — этих механизмов могло не хватить, чтобы вывести самолет из крутого пике, — поясняет эксперт по безопасности полетов Александр Романов. — Самолет был просто неуправляем, падал практически вертикально, был полный срыв потока с горизонтального оперения, стабилизатор был выведен на пикирование, и попытки вывода самолета экипажем не дали никаких результатов".
"Очень тяжело людям перескакивать с одного на другое, — констатирует заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский. — Переход на ручное управление и дальнейшая уборка механизации — набор, разворот… Если самолет подхватило на большие углы атаки, это, естественно, большие углы атаки, это потеря скорости, бросок по высоте и без скорости, самолет начинает валиться".
И ведь так же — в 2006-м при посадке в Сочи. Аэробус А320 "Армянских авиалиний" рухнул прямо в море. Заходил на посадку в сложных метеоусловиях. Автоматический режим. Но в момент точного нахождения на глиссаде в посадочной конфигурации экипаж получил указание от диспетчера: уход на второй круг из-за снижения нижней границы облачности. Высота 340 метров, командир прекращает снижение и начинает правый разворот с набором высоты. При этом отключает автопилот и вручную переводит лайнер на снижение. И уходит под воду. Отсутствие скоординированных действий — заключение экспертов.
В случае с "Боингом" Fly Dubai — еще и повод присмотреться к организации полетов лоукостера. Бывший пилот — на условиях анонимности рассказал журналистам: экипажи в компании работали на износ. Бывало, что летчики засыпали прямо за штурвалом. "Мне удалось ознакомиться с рабочим графиком второго пилота, — рассказал летчик. — Так вот, он работал 11 дней подряд, за исключением одного-единственного выходного — во вторник, 15 марта. Он заступил на работу в среду в 16:00, а закончил в 23:00. На восьмой день пилот начал в 14:30 и закончил в 23:00, то есть, в целом, по графику. Однако уже через 24 часа он заступил в рейс до Ростова — тот самый, что в итоге разбился".
Как говорят специалисты, у любой катастрофы никогда не бывает одной причины. Это всегда совокупность факторов. Выстроить их последовательность — теперь задача специалистов Межгосударственного авиационного комитета.