Экспертам удалось восстановить картину катастрофы пассажирского лайнера Boeing 737-800 компании FlyDubai в аэропорту Ростова-на Дону, пишет "Коммерсант". После расшифровки параметрического и речевого самописцев разбившегося лайнера основной в расследовании стала версия об ошибке пилотов.
При попытке поднять самолет после второго неудачного захода на посадку пилотирующий летчик, видимо, слишком сильно задрал нос машины, следствием чего стала потеря скорости и сваливание самолета. В кабине из-за этого возник конфликт, сообщает издание со ссылкой на близкий к расследованию источник.
По данным самописцев, оба захода на посадку пилоты совершали в автоматическом режиме, и всякий раз им мешали погодные условия: из-за шквалистого и постоянно меняющего свое направление ветра плохо работал так называемый автомат тяги Boeing, обеспечивающий движение самолета по заданной траектории снижения или подъема в режиме автопилота.
Из-за этого уходить на очередной круг экипаж решил в ручном режиме. Находясь на высоте около 270 метров, не долетев около 6 километров до взлетно-посадочной полосы, один из летчиков нажал клавишу TOGA (Take off. Go around), задающую машине команду для ухода на второй круг, и отключил автопилот, взяв управление машиной на себя. В ходе последующего подъема пилотам нужно было самостоятельно задавать угол наклона носа самолета.
Однако, по мнению экспертов, экипаж не учел специфики перехода Boeing 737 из режима посадки в режим набора высоты. При заходе на полосу под управлением автопилота лайнер находится в довольно сложной конфигурации: его руль высоты отклонен на пикирование, а хвостовой стабилизатор работает в противоположном направлении, задирая нос машины.
Если самолет уходит на второй круг в автоматическом режиме, положение всех рулей плавно меняет бортовой компьютер. В случае совершения этого маневра руками летчик инстинктивно тянет штурвал на себя, ставя таким образом в положение набора высоты и руль, и стабилизатор. Кабрирующий момент (тенденцию самолета задирать нос) усиливают убирающиеся после нажатия клавиши TOGA закрылки. С учетом всех этих факторов Boeing вместо плавного набора высоты устремляется вверх в режиме истребителя.
Как полагают эксперты, пилоты FlyDubai ввиду усталости или отсутствия опыта этот самопроизвольный маневр лайнера не распознали. Когда же скорость самолета, вышедшего на закритические углы атаки, начала стремительно падать, в кабине возник конфликт. Управляющий летчик, продолжая подъем, попытался набрать скорость, увеличив режим работы двигателей до взлетного. Его напарник полагал, что в первую очередь следует опустить нос Boeing — он пытался вразумить коллегу криками "Стой. Куда? Стоять! Стоять!" и одновременно прекратить набор высоты, отталкивая от себя свой штурвал.
В результате управление самолетом, используя терминологию специалистов, разорвалось: в бортовой компьютер Boeing начали поступать электрические импульсы от всех манипуляций, совершаемых пилотами на обоих штурвалах, которые в штатном режиме работают синхронно. Экипаж согласовал свои действия лишь тогда, когда оба пилота почувствовали отрицательные перегрузки, подобные, например, ощущениям человека в падающем лифте.
Однако было уже поздно — неуправляемый Boeing несся к земле под углом около 45 градусов со скоростью 325 километров в час. В оставшиеся несколько секунд до столкновения оба пилота лишь кричали от ужаса и отчаяния.
Распознать по записи переговоров в кабине, кто из летчиков совершил роковую ошибку, а кто пытался ее исправить, специалисты пока не могут: в своем последнем коротком диалоге пилоты не называют друг друга по должности или имени, а тембры и интонации их голосов оказались похожи. У следователей даже сложилось впечатление, что разговор ведет один и тот же человек. Специалисты считают, что для идентификации членов экипажа по аудиозаписи придется привлекать близко знавших летчиков коллег или родственников.
По мнению специалистов, катастрофа лайнера FlyDubai по схеме развития нештатной ситуации на борту оказалась довольно близка к другой аварии — падению Boeing 737-500 ОАО "Авиакомпания Татарстан" в ноябре 2013 года при посадке в аэропорту Казани. Его экипаж, уходя на второй круг из-за сложных метеоусловий, также вывел самолет на закритические углы атаки и "уронил" его в результате потери скорости и дальнейших несогласованных действий летчиков.
Доказывая эту версию, следователи провели эксперимент, предложив 11 гражданским пилотам Boeing-737 уйти на второй круг с малой высоты на авиасимуляторе. С заданием тогда справились только четверо. При этом все участники эксперимента заявили, что маневр был для них настолько сложным, что выполняли они его в стрессовом состоянии.