Тема:

70-летие Великой Победы 9 лет назад

Философия Победы. Реплика Александра Проханова

Теперь, когда отшумели эти восхитительные пылающие победные празднества, можно внимательно вглядеться в те сущности, которые обнаружили себя во время этих торжеств.

Теперь, когда отшумели эти восхитительные пылающие победные празднества, можно внимательно вглядеться в те сущности, которые обнаружили себя во время этих торжеств. Стало ясно, что все вызовы, которые были брошены России на протяжении последних лет с юга, с востока, с севера, с запада, что эти вызовы нашли в нашем военно-промышленном комплексе достойный ответ. И мы ликвидировали свое стратегическое и военное отставание. А когда по небу понеслись армады самолетов, эскадрильи за эскадрильей, гиганты, огромные, серебряные, белоснежные, серые как вихри бомбардировщики, штурмовики, тогда стало ясно, что сегодняшняя Россия обладает цивилизацией, способной производить эти уникальные, бесподобные, лучшие в мире машины. А весь Парад с самого начала, с барабанщиков, с выноса знамен и хоругвей, до последних заключительных маршей, сам парад напоминал таинственное, восхитительное богослужение, мистерию, которая проходила среди этих соборов, крестов, отечественных святынь.

И разве не мистерией, разве не религиозным действом был последующий марш "Бессмертного полка"? Разве не напоминал он крестный ход во время Пасхи, когда толпы людей, ликуя, обливаясь слезами, несли в руках портреты своих усопших предков, своих погибших на войне героев. И эти портреты оказались иконами, которые источали лучи, источали сияние. Можно говорить о том, что празднество Победы превратилось из социального, военного ритуала в мистерию, в определенную философию Победы, в определенную религию Победы. Религию, в которой находят свое место и православные, и мусульмане, и иудаисты, и носители всех других конфессий и религий. Религий, которые соединяют наш народ в единое огромное сообщество. Когда состоялось, наконец, давно ожидаемое, откладываемое поразительное единство. Наш народ, рассеченный в 91-м году, вновь соединился в своей цветущей целостности. И мы можем говорить, что там, на параде, и во время этого мистического шествия состоялся долгожданный синтез и образовался единый, неразлучный российский народ. Народ, в котором едины красные и белые, мусульмане и православные, старики и дети, богатые и неимущие. Народ, в котором все соединено в единый цветущий, огненный победный цветок.

Но как же без хулителей, как же без осквернителей наших священных колодцев? Когда обнаружилось это чудотворное победное единство, они опять появились из своих чуланов, из своих темных нор и набросились, чтобы осквернять, топтать, мучить нас своими кознями, своими хулами. Они утверждают, что этот бесподобный марш миллионов, марш "Бессмертного полка" был сфабрикован, был делом кремлевских рук. Они хотят убедить нас, что мы немощные, что мы лишены этого цветения, что мы — плод кремлевских интриг. Что власть, которая была представлена президентом, несущим в этой толпе портрет своего отца, власть и народ, который сошелся на этот торжественный крестный ход, что они по-прежнему разделены. Кто они, эти люди, которые постоянно мучают и терзают нас своими оскорблениями, своими подозрениями и своей хулой?

Разве можно сымитировать ликующую радость и благоговение, которыми были наполнены лица? Разве можно было сымитировать слезы благодарности, любви и печали, которыми были залиты лица тысяч идущих мимо нас людей. Разве можно было сымитировать это ощущение любви, братства, равенства и единства, которое охватило нас? Еще недавно казалось, что это единство с трудом достижимо. Но вот прошла Олимпиада. И во время нашей победной Олимпиады мы впервые почувствовали это плотное, страстное срастание всех во имя Победы, во имя празднества и торжества. А, когда к нам вернулся Крым, мы испытали ощущение триумфа, ощущение чуда, которое вновь посетило нас. И вот теперь эти победные торжества, которые окончательно сочетали в нас чудесное, общенародное, национальное единство. Если люди, которые нас хулят, которые устраивают эти омерзительные провокации, являются людьми, представителями оппозиции, они должны понять, что дело их проиграно, что эта оппозиция окончательно вытеснена на периферию нашей общественной политической жизни, что грош им цена. Их усилия нас обидеть, осквернить ничего не стоят. В своей хуле нашей победы, в своей хуле нашего народа они бессильны и бессмысленны. Потому что Господь поругаем не бывает.