Военные самолеты Douglas C-47, выполняющие перелет по историческому маршруту "Аляска — Сибирь", сделали остановку в Якутске. На взлетно-посадочной полосе российских и американских летчиков, пилотирующих легендарные машины времен Второй мировой войны, встретили ветераны авиации, члены правительства республики, а также представители общественных организаций и СМИ.
Спустя 70 лет шасси американских воздушных судов вновь коснулись якутской земли. Во время войны на самолетах марки Douglas в СССР поставляли вооружение, материалы и продовольствие. Цель этого визита — дань памяти героям.
"В процессе полета мы действительно вспоминали наших ветеранов, которым было непросто преодолевать эти хотя и невысокие, но довольно высокие горы для негерметизированного самолета. Мы летели на высоте около 4,5 километра, — конечно, из-за погодных условий, потому, что ниже была облачность. Сколько могли, набрали высоты и прошли этот участок довольно успешно", — говорит летчик-испытатель первого класса Валентин Лаврентьев.
Начало войны для Советского Союза было катастрофическим, вспоминает ветеран Михаил Попов. Только в первые дни сражений было потеряно более тысячи самолетов. Господство в небе захватили фашисты. Сломить ситуацию удалось лишь в 42-м с приходом техники союзников.
"Первые годы войны у нас самолетов не хватало. Вот когда поступили американские самолеты — мы почувствовали, что помощь пришла. Хоть и извне, но мы почувствовали эту большую выручку", — говорит ветеран.
За годы войны по "Алсибу" было доставлено почти 8000 самолетов, а для обслуживания воздушной "дороги жизни" построена сеть аэропортов. Позже в мирное время она обеспечила развитие малой авиации региона.
"Авиаторам и в целом республике досталась в подарок прекрасно оборудованная целая система аэропортов. Это, кроме Якутска, Олекминск, Алдан, Зырянка, Хандыга, Оймякон. Аэропорты были оборудованы по самому последнему слову техники тех времен", — говорит историк Иван Негенбля.
Преодолеть путь из США в Канаду, затем до Якутска пилотам удалось меньше чем за неделю. Участок трассы над самым большим и холодным регионом страны специалисты называют сложнейшим. Главное препятствие — горы и перепады температур.
В кабине пилотов того самого легендарного самолета Douglas C-47 за 70 лет практически ничего не изменилось — те же рычаги, датчики и даже старый штурвал. Впрочем, летчики уверены: обновление оборудования здесь не требуется — все предельно надежно.
Впереди у "Дугласов" — еще тысячи километров полета. На очереди — Братск, Красноярск и Москва, после чего оба судна займут достойные места в музеях страны.